Этапы формирования личности.
Страница 3

Информация » Влияние семьи на становление личности » Этапы формирования личности.

С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро они научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте около года большинство детей большинство детей произносят свое первое слово; к полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам уже знают более ста слов и способны вести разговор.

Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом. Огромную роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию, т.к. ребенок не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе. Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция взрослых на его попытки заговорить.

В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для их выражения.

В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений

между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12тимесячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности. Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его основные потребности. В этот период начинается личностная социализация ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.

Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления “я-сам”, когда кто-либо из взрослых пытается им помочь в чем-то против их воли.

Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни, выполняя какое-либо действие, ребенок его описывает.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Социальные функции образования
В результате радикальных преобразований российского общества реформированию подвергаются все социальные институты, в том числе и институт образования. Оно обеспечивает непрерывный процесс обучения на протяжении всей жизни. Образование при ...

Поиск информационных ресурсов
Ясно, что недостатка в информации по такой животрепещущей проблеме, как имущественная обеспеченность, нет. Ее очень много, поскольку на фоне массовых проблем бедности, волнующих население страны последние 10-15 лет, выходит множество публ ...

Изменения ценностных ориентаций у российской студенческой молодежи. Понятие ценности и ценностных ориентаций
Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй у ...