Опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей
Страница 3

Информация » Организация социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей » Опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей

2. Владение системой правовых знаний (когнитивный компонент – когнитивная сфера личности): знание и осмысление правовых норм; освоение юридической терминологии;

3. Владение нормами права и применение их в деятельности, правовое поведение (поведенческий компонент – деятельностно-практическая сфера личности): умение пользоваться информацией правового характера; потребность в точном соблюдении норм права, правомерное поведение; социальное взаимодействие со сверстниками, педагогами, родителями, сотрудниками правоохранительных органов.

Были определены интегративные характеристики уровней сформированности правовой культуры воспитанников (см. Приложение 2):

Начальный (низкий) уровень характеризуется несформированностью эмоционально-ценностного компонента правовой культуры, поверхностными правовыми знаниями: минимальным пониманием правовой информации, юридической терминологии, непониманием нравственного смысла закона, отсутствием чувства долга, справедливости, ответственности; отсутствием положительной мотивации и стремления к правовому образованию.

Средний (базовый) уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой культуры (когнитивный компонент): ребята показывают недостаточно точные правовые знания, минимальное понимание правовой информации, интерес к правовой информации неустойчив, юридические термины употребляются минимально. Понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права недостаточно сформированы. Немногочисленные правовые умения не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера. Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне эмоционального (формального) приятия ценностей, обсуждаемых на уроке, без их объяснения, применения и включения в собственную систему ценностей.

Уровень выше среднего характеризуется сформированностью большинства компонентов правовой культуры. Обнаруживаются достаточные правовые знания, оперирование правовыми терминами, понимание правовой информации. Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне осознания ценностей и частичной опоры на них в своем поведении. Присутствует интерес к правовой сфере и желание осуществлять различные виды деятельности.

Высокий уровень правовой культуры характеризуется сформированностью всех компонентов. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания, имеется устойчивый интерес к правовой информации. Полностью сформированы понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права. Знание фактов, правовых норм, юридической терминологии, подкреплено правильным речевым оформлением, умением находить примеры к теоретическим положениям правовой сферы, решать правовые задачи, оценивать собственные действия и действия других с точки зрения соответствия действующему законодательству. В полном объеме сформированы чувство долга, справедливости и ответственности [48, С. 123].

По этим критериям и показателям были разработаны анкеты и тесты для опроса по основам правовой культуры.

Для определения уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры учащихся мы воспользовались анкетным опросом, а также методикой прямого ранжирования списков ценностей М.Рокич, В.Ядов (см. Приложение 4).

Таблица № 2. Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры воспитанников на этапе констатирующего эксперимента (%)

Группа

Уровни сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры

Начальный

Средний

Выше среднего

Высокий

ЭГ

31,6

68,4

0

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Роль семьи в социализации ребенка
Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или ...

Теоретические аспекты понятия «миграция». Понятие миграции
Терминологическая путаница потребовала наведения порядка в научном аппарате. В обосновании терминологии и классификации определений участвовали Б. С. Хорев, А. У. Хомра, В. И. Староверов и многие другие исследователи миграции населения. Е ...

Социальная защита населения.
Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в 1935 г тексте принятого закона. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и ...