Опытно-экспериментальное исследование по выявлению
сформированности правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся
без попечения родителейСтраница 3
2. Владение системой правовых знаний (когнитивный компонент – когнитивная сфера личности): знание и осмысление правовых норм; освоение юридической терминологии;
3. Владение нормами права и применение их в деятельности, правовое поведение (поведенческий компонент – деятельностно-практическая сфера личности): умение пользоваться информацией правового характера; потребность в точном соблюдении норм права, правомерное поведение; социальное взаимодействие со сверстниками, педагогами, родителями, сотрудниками правоохранительных органов.
Были определены интегративные характеристики уровней сформированности правовой культуры воспитанников (см. Приложение 2):
Начальный (низкий) уровень характеризуется несформированностью эмоционально-ценностного компонента правовой культуры, поверхностными правовыми знаниями: минимальным пониманием правовой информации, юридической терминологии, непониманием нравственного смысла закона, отсутствием чувства долга, справедливости, ответственности; отсутствием положительной мотивации и стремления к правовому образованию.
Средний (базовый) уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой культуры (когнитивный компонент): ребята показывают недостаточно точные правовые знания, минимальное понимание правовой информации, интерес к правовой информации неустойчив, юридические термины употребляются минимально. Понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права недостаточно сформированы. Немногочисленные правовые умения не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера. Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне эмоционального (формального) приятия ценностей, обсуждаемых на уроке, без их объяснения, применения и включения в собственную систему ценностей.
Уровень выше среднего характеризуется сформированностью большинства компонентов правовой культуры. Обнаруживаются достаточные правовые знания, оперирование правовыми терминами, понимание правовой информации. Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне осознания ценностей и частичной опоры на них в своем поведении. Присутствует интерес к правовой сфере и желание осуществлять различные виды деятельности.
Высокий уровень правовой культуры характеризуется сформированностью всех компонентов. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания, имеется устойчивый интерес к правовой информации. Полностью сформированы понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права. Знание фактов, правовых норм, юридической терминологии, подкреплено правильным речевым оформлением, умением находить примеры к теоретическим положениям правовой сферы, решать правовые задачи, оценивать собственные действия и действия других с точки зрения соответствия действующему законодательству. В полном объеме сформированы чувство долга, справедливости и ответственности [48, С. 123].
По этим критериям и показателям были разработаны анкеты и тесты для опроса по основам правовой культуры.
Для определения уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры учащихся мы воспользовались анкетным опросом, а также методикой прямого ранжирования списков ценностей М.Рокич, В.Ядов (см. Приложение 4).
Таблица № 2. Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры воспитанников на этапе констатирующего эксперимента (%)
Группа |
Уровни сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры | |||
Начальный |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
ЭГ |
31,6 |
68,4 |
0 |
0 |
Статьи по теме:
Субъективная оценка положения российских рабочих
Согласно опросу Фонда Общественного Мнения «Настроения российских рабочих» можно выделить несколько групп среди рабочего класса в целом:
«Спокойные и удовлетворенные»
– 24 %. Чаще других рабочих представители этой группы считают, что де ...
Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.
Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семь ...
Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и
профилактика.
Алкоголизм представляет собой одну из форм токсикомании, характеризуются пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, развитием психической и физической зависимости, абстинентного синдрома, психической, физической и соц ...