Организация социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей

Информация » Организация социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей

В современном российском обществе проблема социализации молодого поколения – освоение социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, находит отражение в законодательных и иныхнормативно-правовых актах, регулирующих жизнедеятельность, ценностные ориентации и общественное мнение молодых людей является неизменно актуальной.

Возникновение противоречий между нормами, целями культуры и существующими институтами вызывает особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и идеалов. Эти изменения происходят без учета реального социально-политического и экономического положения молодежи, особенностей ее возрастных и индивидуально-психологических характеристик, что еще более обостряет проблему в периоды изменения социальных норм.

В Российской Федерации сохраняется тенденция роста социального сиротства. Согласно данным статистики, в 2007 году в округе проживает более 18 тыс. социальных сирот. У 77 % таких детей родители живы, но лишены родительских прав, в большинстве из-за асоциального поведения или по причине пребывания в местах заключения. У 17% детей родители умерли в результате алкоголизма и наркомании. Среди детей сирот 26% состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, 9% – склонны к бродяжничеству, 45% – имеют отклонения в психическом развитии [50, С.4].

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 14% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать, отсутствием необходимых условий. При этом 42% матерей, числятся как матери-одиночки, и 24% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков, и лишь 17% семей считаются условно благополучными [50, С. 271].

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. В научных публикациях, средствах массовой информации о сложившейся системе государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) описано много противоречий, в первую очередь связанных с гарантированным каждому ребенку правом на семью.

Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов. Так, к наиболее серьезным недостаткам системы государственных интернатных учреждений социальные работники относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений. Такая невосприимчивость к чужим проблемам, разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое, недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома, вследствие стресса помещения в учреждение и изъятие его из семьи – влияют на развитие личности.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях. Это проявляется в их социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, отражены в работах Белопольской Н.Л., Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Михеевой Л.Ю.

Противоречие и проблема исследования. Проблема исследования заключается в определении условий организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Теоретическое и экспериментальное обоснование организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования: теоретические и практические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Гипотеза исследования: формирование правовой культуры воспитанников Центре помощи детям «Аистенок» будет более эффективным, если:

1) будет разработана и реализована программа организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей;

2) организована работа по расширению методической базы Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Дать характеристику основных понятий организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей;

2. Определить особенности формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей;

3. Изучить правовые основы формирования правовой культуры у детей, оставшихся без попечения родителей;

4. Проанализировать и изучить опыт работы в Центрах помощи детям по формированию правовой культуры;

5. Разработать, реализовать и проанализировать программу формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок».

Методы, использованные при проведении исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в ходе работы был использован комплекс методов исследования: метод эмпирического исследования – беседы, акция; методы обработки результатов исследования – анализ результатов экспериментальной работы, количественный и качественный анализ экспериментальных данных; анализ документов, научно-методической литературы.

Экспериментальной базой исследования является Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистенок» г. Нижневартовска.

Этапы осуществления исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (сентябрь-октябрь 2009г.) – теоретический анализ современного состояния проблемы, разработан и проведен констатирующий эксперимент, по выявлению уровня правовой культуры у детей в возрасте 14-15 лет, воспитывающихся в УСО ЦПД «Аистенок».

Второй этап (март-апрель 2010г.) – определение педагогических условий для эффективного формирования правовой культуры воспитанников, описаны уровни сформированности правовой культуры. Разработана программа по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Твои права».

Третий этап (апрель-май 2010г.) – проведен контрольный эксперимент: выявлены особенности формирования правовой культуры, проанализированы и систематизированы результаты исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных полученных в ходе исследования и разработанной Программы формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Твои права» специалистами учреждения в практической деятельности при обслуживании детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в повышении эффективности деятельности учреждения, реализующего Программу.


Статьи по теме:

Каузометрический опрос
На основе проведенного экспертного пороса были выделены события прошлого, настоящего и будущего, которые эксперты определили как наиболее значимые, ключевые для их сферы деятельности. Статистическая обработка результатов исследования пров ...

Основные проблемы социологии труда.
Прежде всего, предметом исследования социологии труда является человеческий фактор (рабочая сила). Это возрастная и профессиональная структура рабочей силы, возможности трудоустройства, т.е. осуществления права на труд, а также безработиц ...

Ошибки статистического наблюдения
Любое статистическое наблюдение, как бы тщательно оно не готовилось, допускает наличие в собранной информации ошибок, которые необходимо своевременно устранить. Ошибками наблюдения называются расхождения между данными наблюдения и фактич ...