Ценностные ориентации студенческой молодежи. Политические пристрастия и предпочтения.
Страница 1

Информация » Ценностные ориентации студенческой молодежи » Ценностные ориентации студенческой молодежи. Политические пристрастия и предпочтения.

В самой системе образования в последние годы интенсивно происходят процессы плюрализации, нарастает разнообразие форм, методов обучения, возникают новые специализации. Все это неизбежно сопровождается усилением социальной дифференциации, которая существенно затрагивает учащуюся молодежь. Изучение субъективных ориентаций и реального поведения молодежи в сфере образования, исследование процессов социального воспроизводства через ее институты, формирования подсистем элитного и массового образования, изучение неизбежной социальной селекции – все это составляет объект анаиза многих ученых-социологов, занимающихся проблемами сегодняшней молодежи [10, с. 21].

Уже в первых исследованиях, посвященных проблемам социальной и профессиональной мобильности молодежи, были установлены определенные закономерности переходов молодых людей разного социального происхождения из одной социальной группы в другую, влияние социальной принадлежности, уровня образования, профессии, должности родителей, а также таких социальных факторов, как школа, местожительство, корпоративная принадлежность на направленность и характер этих переходов. Можно полагать, что социальная и профессиональная мобильность сегодняшней молодежи будет представлять собой исключительный исследовательский объект, позволяющий изучить более общие тенденции социальных перемещений, складывающихся в результате изменения характера собственности в обществе, усиления социальной дифференциации и поляризации, перехода к рынку труда.

Проблема вступления молодежи в самостоятельную жизнь непосредственно связана с состоянием рынка труда, поскольку оно предполагает ее трудоустройство. Возникший в стране рынок труда привел к тому, что уменьшилась доля занятого населения, а безработица существенно выросла. Причем наиболее сильно оказались затронуты безработицей именно молодые люди, вступающие на рынок труда впервые. Рынок труда коренным образом поменял экономическую и социальную приоритетность секторов экономики, отраслей, предприятий, профессий. Поменялись и модели получения доходов. Все это в совокупности существенно воздействует на формирование социальных и профессиональных ориентаций молодежи и на их конкретные решения о выборе профессии. Следует учесть, что рынок труда наряду с другими социальными подсистемами общества — системой образования, демографическими процессами — развивается относительно автономно и воздействие данных факторов на начало самостоятельной жизни молодежи весьма противоречиво усложняет сам этот процесс. [10, с. 39].

Задачи изучения социальных и профессиональных ориентаций молодежи ставили перед собой многие зарубежные ученые, поэтому проблематика неравенства жизненных шансов, социальной мобильности молодежи, противоречий выхода на рынок труда находит широкий отклик в их публикациях. Сегодня как за рубежом, так и у нас, как справедливо отмечается в связи с появлением множества тем, более волнующих общественное мнение, изучение проблем молодого поколения, вступающего в жизнь, существенно сократилось. Внимание исследователей в последние годы перенесено на изучение роли молодежи в общественном воспроизводстве, индивидуальных жизненных стратегий, молодежного рынка труда и безработицы, новых форм потребительского поведения и т.д.

Студенческая молодежь, как правило, оказывается в эпицентре всего того, что происходит в социуме. Поэтому изучение ее социальных проблем вносит свой вклад в приращение социологических знаний об актуальных проблемах общества, обогащает информированность общества о своем состоянии. Поэтому они имеют возможность создавать заделы для формирования государственной политики при решении проблем экономического роста, сглаживания социального неравенства, развития демократии, наследования культуры. Молодые поколения сегодня испытывают на себе кардинальные трансформации в социально-политической и экономической жизни, которые происходят очень быстро. Социализация сегодняшних выпускников школ, техникумов, колледжей, профтехучилищ происходила на фоне падения тоталитарной государственной системы. В своем непосредственном окружении юноши и девушки сталкиваются с элементами разрушения и разложения прежних общественных структур и с проявлениями сложных форм, которые принимают новые структуры, в частности сегодняшний рынок. На их глазах происходит значительное нарастание социальной дифференциации общества и поляризация доходов населения. Существенны многообразные трансформации системы образования. Наряду с увеличением свободы выбора, связанной с дифференциацией содержания обучения, наряду с демократизацией строя школьной жизни отчетливо проявляются новые социальные ограничения. Возникновение негосударственных учебных заведений, появление платных образовательных услуг в средней и высшей школе, а также элитных учебных заведений, плюрализация обучения в общеобразовательной школе, фактическое снижение срока обязательного обучения до уровня 9-летней школы, отсев из школы по ходу обучения ведут к росту неравенства шансов различных социальных групп молодежи в возможности доступа к разным видам обучения и ступеням образования. С возникновением рынка труда кардинально изменились условия трудоустройства молодежи. В связи с тем, что были отменены государственные гарантии получения рабочего места, отныне молодой человек сам ответственен за поиски работы и свое трудоустройство. В условиях появления безработицы и в связи со структурными переменами и перспективами ее дальнейшего роста трудоустройство молодежи вырастает в небывалую доныне проблему.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Анализ структуры и показателей миграции
Абсолютные показатели - численность прибывших в населенный пункт (П), численность выбывших из населенного пункта (В), абсолютный миграционный прирост (сальдо миграции, чистая миграция) - (П-В), объем миграции (валовая миграция, брутто-миг ...

Разработка молодёжных проблем в отечественной социологии
Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30-ые годы XX века. В эти годы к изучению молодежи обратились педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведены многочис ...

Механизмы развития личности и ее социального бытия
В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через «присвоение» своей «всесторонней» сущности: «личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в ...