Влияние самооценки и состояния тревожности на
социальную адаптацию подростковСтраница 2
К семейным условиям, влияющим на формирование низкой самооценки ребенка, относятся следующие: (исследование, проведенное Куперсмитом [9])
1. требования родителей к ребенку:
2. послушание;
3. умение подстраиваться к другим;
4. зависимость ребенка от взрослых;
5. 20% детей с низкой самооценкой из семей с повторными браками;
6. конфликты между родителями;
7. неудовлетворенность жен отношениями с мужьями;
8. стремление родителей подчинить себе детей.
Мы считаем, что в школе важным фактором в формировании сниженной самооценки у ребенка, является неприятие, отторжение, недостаток любви со стороны педагогов. На наш взгляд, следствием низкой самооценки является формирование отклоняющегося поведения у подростка; во-первых, с отклоняющимся поведением тесно связана сниженная самооценка; во-вторых, сниженная самооценка способствует переориентации подростка на асоциальный путь развития.
Одним из важных мотивов человека является мотив самоуважения. У ребенка с заниженной самооценкой потребность в самоуважении обостряется, если ему не удается удовлетворить этот мотив социально приемлемым способом, то он начинает выбирать альтернативные пути поведения. Участие в асоциальных группах дает ему возможность самоутвердиться и повысить самооценку. Механизм связи между заниженной самооценкой и отклоняющимся поведением, и последующим повышением уровня самооценки: при переходе на негативные образцы поведения изменяется субъективная иерархия ценностей. Получение ребенком не достававшего ему одобрения и признания в асоциальных группах, влечет за собой повышение самооценки. «Таким образом, одной из движущих сил, определяющих вступление подростка на асоциальный путь, является стремление повысить самооценку». [11].
По мнению Валицкас Г.К., самооценка у делинквентных подростков ниже, чем у правопослушных. Она имеет конфликтное строение, менее устойчива. Подростки с заниженной самооценкой (правонарушители) воспитывались в неблагополучных семьях, в которых один или оба родителя пьянствовали, имели судимость и т.п. Дети росли в крайне тяжелых условиях. К неблагоприятным семейным условиям добавлялись: отставание детей в учебе и низкий статус в учебном коллективе, невнимание учителей, слабая поддержка.
Таким образом под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и школе у подростка формируется заниженная самооценка. Она является результатом длительного накопления опыта неудач, негативных реакций, осуждений и отвержений со стороны окружающих. Если многочисленные попытки подростка повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и контрнормативным ценностям и тогда уровень самооценки повышается.
Отчуждение личности на раннем этапе развития из-за невыполнения семьей и школой, своей основной функции по социализации ребенка - т.е. включение ребенка через себя в структуру общества - может закрепиться в человеке и стать причиной его социально-психологической изоляции от семьи, учебных коллективов и других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания, это может привести к дезадаптивному поведению.
Статьи по теме:
Население как объект статистического наблюдения
Население как предмет изучения в статистике представляет собой совокупность людей, которые проживают на территории мира, континента, страны или ее части, отдельного региона, населенного пункта и непрерывно возобновляются за счет рождаемос ...
Методы социологических исследований
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
· Опрос (анкетирование и интервьюирование);
· Анализ документов (качественный и количественный);
· Наблюдение (не включенно ...
Идентификация в искусстве.
В филогенезе человеческого рода, в мифологическом сознании людей доклассового общества предметы и явления природы, боги, герои, демоны, духи и пр. были наделены теми же свойствами и способностями, что и человек. Только так, через идентиф ...