Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков
Страница 4

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков » Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков

Эта способность формируется благодаря механизму идентификации. Способность принимать на себя роль другого, позволяет почувствовать себя на его месте, понять его переживания. Когда ребенок отвергается, не выполняется функция коллектива по его социализации, что дает основу для дальнейшего отвержения человеком норм и ценностей его окружения и общества. Кроме того, ребенок лишен моделей поведения и, соответственно, у него возникают трудности с идентификацией и эмпатией.

Антонян Ю.М. выделяет два основных способа отвержения ребенка в коллективе: явный и скрытый.

Скрытый способ отвержения простителен для взрослых, часто они думают, что делали все возможное для ребенка. Явное отвержение заключается в побоях, жестокости, оскорблениях, непроявлениях элементарной заботы о ребенке. Такое отвержение приводит к более серьезным последствиям для ребенка, он вырастает грубым, жестоким, агрессивным [1].

Еще одно последствие для личности ребенка, перенесшей отвержение - это низкая самооценка. Получая от окружающих подтверждение своей малоценности, ребенок не может высоко ценить себя сам.

Низкой самооценке соответствует в большинстве случаев высокий уровень тревожности. Это еще одно свойство, характерное для личности с отклоняющимся поведением. Как указывает Берне Г. - «субъективно тревожность переживается как неприятное аффективное состояние, сопровождающееся мрачными предчувствиями и ощущением страха» [9].

Тревожность понимается, как повышенная индивидуальная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно не содержат для этого никаких причин. Она обычно повышена при нервно-психических и соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия какой-нибудь психотравмы.

Антонян Ю.М. отмечает, что «тревожность - это выражение субъективного неблагополучия личности, и необходимо различать ситуитивную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией, и личностную, являющуюся стабильным свойством личности. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности» [ 1].

Тревожность как личностное свойство, способна активно стимулировать девиантное поведение, но это происходит тогда, когда человек ощущает необходимость защиты от людей и явлений, субъективно воспринимаемых им как угрожающие. Личность, развивающаяся в условиях отвержения, субъективно воспринимает среду как чуждую ей. Тревожность, порождаемая отчуждением личности, представляет такое свойство, которое выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое и (или) социальное существование, в беспокойстве и опасениях, страхах перед небытием, не существованием.

Конечно, не у всех детей, которых взрослые отвергали, формируется тревожность как личностное свойство. Трудно ответить, почему у одних это ведет к формированию страха, а у других - только к формированию состояния неуверенности и беспокойства. Антонян Ю.М. предполагает, что для этого существует несколько причин:

1) врожденные особенности нервно-психической конституции, определяющие различные типы реакций на отчуждение;

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Социально-культурные условия формирования культуры семьи в контексте исторического развития
В параграфе рассмотрены основные концепции формирования культуры семьи второй половины XIX – начала XX вв. Рассмотрен ход формирования культуры семьи в контексте исторического обновления типов семьи. Выделен основной тип традиционной семь ...

Положение молодёжи в современном обществе. Понятие «молодёжи» в России
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особе ...

Субъективная оценка положения российских рабочих
Согласно опросу Фонда Общественного Мнения «Настроения российских рабочих» можно выделить несколько групп среди рабочего класса в целом: «Спокойные и удовлетворенные» – 24 %. Чаще других рабочих представители этой группы считают, что де ...