Влияние самооценки и состояния тревожности на
социальную адаптацию подростковСтраница 1
Мы выяснили, что воспитание в семье и школе, сами родители и учителя влияют на протекание процесса развития личности подростка, на становление его самосознания, Я - концепции, самооценки.
Как записала Захарова А.В.: «самооценка - важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира» [17].
По мнению Бороздиной Л.В. «самооценка-элемент самосознания, который может в значительной мере детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени само приятия субъекта» .[8]
В процессе личностного становления субъект присваивает определенную систему ценностей. С точки зрения этой системы ценностей, он оценивает то, чем обладает - это и есть проявление его самооценки. Ядро самооценки состоит из принятых личностью ценностей.
Захарова А.В. считает, что структура самооценки состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального. Поведенческий компонент с ее точки зрения является производным от первых двух. Когнитивный компонент - знания человека о себе. Эмоциональный компонент - отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями. Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других, оценка степени рас согласованности этих двух величин. В основу эмоционального компонента самооценки ложатся реакции или обратная связь, получаемая индивидом от других. Основание самооценки, ее эмоциональные компоненты составляют прямые обращения человека к внешним оценкам. Особенно сказываются на степени принятия себя ребенком оценки, получаемые им от «значимых других». Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ - Я, положительную самооценку, в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. Важную роль в формировании самооценки у ребенка играет позитивная и негативная обратная связь. Самооценка способна изменяться в соответствии с получаемой ребенком обратной связью.
Родители становятся первой, а учителя основной моделью для подражания, идентификации и обучения социальным формам поведения. Но этим их роль далеко не ограничивается. Они выступают в качестве главного источника обратной связи, оценки и реагирования на поведение ребенка, способствуют развитию у него чувства компетентности и собственно ценности. От них ребенок узнает, каким его видят другие. От их реакций зависит то, как ребенок будет относиться к себе. «Ребенок, лишенный сильных, и недвусмысленных доказательств любви взрослых, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый позитивный образ - Я» [43].
Получая от взрослых в основном негативные оценки своих действий, эмоциональный компонент самооценки ребенка будет состоять в основном из «отрицательного аффекта на себя». По этому поводу Снайдер писал, что «чувства ребенка по поводу себя организуют его внутренний мир. Они определяют климат и погоду этого мира» [43]. Сложившаяся негативная самооценка у ребенка влияет на его жизнь, «если у человека сформировалось то или иное ощущение собственной ценности, он приносит его в относительно неизменном виде сквозь различные жизненные ситуации» [9].
Статьи по теме:
Конфликты в практике волонтерской деятельности
Наиболее широкое распространение в понимании конфликта получили два подхода. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.
Друго ...
Функции семьи
Некоторые исследователи считают, что возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений сигнализируют о кризисе традиционной, нуклеарной семьи. Мы не стали бы утверждать это столь категорично. Обрисованные альтернативы семье и б ...
История элитного образования
История элитного образования включает развитие элитных образовательных систем и институтов, а также элитопедагогики. Она особенно интересна с точки зрения впитывания современными образовательными институтами традиций, накопленных многовек ...