Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков
Страница 1

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков » Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков

Мы выяснили, что воспитание в семье и школе, сами родители и учителя влияют на протекание процесса развития личности подростка, на становление его самосознания, Я - концепции, самооценки.

Как записала Захарова А.В.: «самооценка - важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира» [17].

По мнению Бороздиной Л.В. «самооценка-элемент самосознания, который может в значительной мере детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени само приятия субъекта» .[8]

В процессе личностного становления субъект присваивает определенную систему ценностей. С точки зрения этой системы ценностей, он оценивает то, чем обладает - это и есть проявление его самооценки. Ядро самооценки состоит из принятых личностью ценностей.

Захарова А.В. считает, что структура самооценки состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального. Поведенческий компонент с ее точки зрения является производным от первых двух. Когнитивный компонент - знания человека о себе. Эмоциональный компонент - отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями. Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других, оценка степени рас согласованности этих двух величин. В основу эмоционального компонента самооценки ложатся реакции или обратная связь, получаемая индивидом от других. Основание самооценки, ее эмоциональные компоненты составляют прямые обращения человека к внешним оценкам. Особенно сказываются на степени принятия себя ребенком оценки, получаемые им от «значимых других». Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ - Я, положительную самооценку, в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. Важную роль в формировании самооценки у ребенка играет позитивная и негативная обратная связь. Самооценка способна изменяться в соответствии с получаемой ребенком обратной связью.

Родители становятся первой, а учителя основной моделью для подражания, идентификации и обучения социальным формам поведения. Но этим их роль далеко не ограничивается. Они выступают в качестве главного источника обратной связи, оценки и реагирования на поведение ребенка, способствуют развитию у него чувства компетентности и собственно ценности. От них ребенок узнает, каким его видят другие. От их реакций зависит то, как ребенок будет относиться к себе. «Ребенок, лишенный сильных, и недвусмысленных доказательств любви взрослых, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый позитивный образ - Я» [43].

Получая от взрослых в основном негативные оценки своих действий, эмоциональный компонент самооценки ребенка будет состоять в основном из «отрицательного аффекта на себя». По этому поводу Снайдер писал, что «чувства ребенка по поводу себя организуют его внутренний мир. Они определяют климат и погоду этого мира» [43]. Сложившаяся негативная самооценка у ребенка влияет на его жизнь, «если у человека сформировалось то или иное ощущение собственной ценности, он приносит его в относительно неизменном виде сквозь различные жизненные ситуации» [9].

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Трудовая мотивация как фактор выбора профессии
Большинство ученых, занимающихся исследованием трудовой мотивации, и руководителей предприятий разделяют мнение, что люди работают по найму, чтобы получить прежде всего материальное вознаграждение. Однако мнения расходятся, когда встает б ...

Исторический опыт и современная система исправительных учреждений в России и принципы их деятельности
В России пенитенциарная деятельность началась в 1802 г. с образованием в системе государственного управления министерств, в том числе Министерства внутренних дел, куда относилась данная деятельность. Однако система учреждений, направленны ...

Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов
Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов: Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенно ...