Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

За последнее десятилетие в нашей стране возникло немало серьезных проблем, которые остаются до сих пор нерешенными. На сегодняшний день вопросы развития способностей, правосознания и активности подростков требуют своего разрешения. От того, насколько эффективно будут выполняться эти задачи, зависит будущее подрастающего поколения.

Купить шампанское кристалл в москве по материалам www.bonvi.ru.

На пути решения этих задач встает несколько проблем: во-первых, сократилось количество социальных институтов, занимающихся социализацией детей и подростков; основная нагрузка по воспитанию ребенка легла на семью и школу. Во-вторых: в обществе сложилась такая социально - экономическая ситуация, которая еще больше осложнила процесс выполнения задач по социализации детей и подростков. С каждым годом возрастает уровень детской и подростковой преступности, которая свидетельствует о неблагополучии общества.

В связи с этим актуальность выбранной нами темы является несомненной для педагогов, психологов, родителей. Поэтому в первой главе пойдет речь об условиях и факторах, которые существуют объективно и способствуют возникновению нарушений в процессе социализации подростков. Исходя из этого, мы анализируем сложившуюся социальную ситуацию и то, как она отражается на жизнедеятельности той среды, в условиях которой непосредственно и развивается ребенок, а именно: на жизнедеятельности школы и семьи. Провести анализ семейных ситуаций, которые приводят к разрушительным результатам для личности подростка, выяснить, можно ли прогнозировать и предупреждать отрицательные проявление в поведении ребенка - задачи этого исследования.

Во второй главе мы рассматриваем школу и семью как главный и необходимый фактор для развития ребенка в его социализации. Особое внимание мы уделили здесь функциональной стороне социализации, протекающей в школе и семье, а именно, выделили механизмы влияния педагогов и родителей на подростков. Определили критерии успешной социализации и коротко остановились на тех видах и формах отклоняющегося поведения, которые могут быть сформированы под влиянием неблагоприятных семейных и школьных факторов. Также мы сделали акцент на тех личностных особенностях детей, которые выступают в качестве основы для возникновения отклонений в поведении и нарушений процесса социализации. В практической части работы нами исследованы такие личностные особенности подростков, как характерный для них уровень личностной тревожности, уровень самооценки и уровень личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем исследовании мы опирались на имеющиеся в психологической, социологической и педагогической литературе статистические данные, а также на работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов, касающихся вопросов социализации ребенка в школе и семье.

Цель исследования:

Исследование особенностей социальной адаптации современного подростка.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему в социологической и психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности школы и семьи как первой социализирующей системы.

3. Изучить факторы риска и благополучия в процессе социальной адаптации подростка.

4. Выявить изменения личности подростка в результате нарушения процесса социальной адаптации, исследовать соотношение уровня личностной тревожности и самооценки у подростков.

5. Разработать методы и приемы повышения уровня социальной адаптации современного подростка в школе и семье.

Объект исследования.

Учащиеся 8 классов XXXXXXXXX СОШ №6

Предмет исследования.

Психологические особенности подростков, формирующиеся в результате нарушенного процесса социальной адаптации в школе и семье.

Гипотеза.

Мы предполагаем, что изучение состояния тревожности и самооценки современных подростков и их учет в педагогическом процессе и семейном воспитании способствует благоприятной социальной адаптации подростков.

Методы исследования.

Беседа, психологический тест Спилберга, адаптированный Ханиным, личностная шкала проявлений тревоги Тейлора, адаптированная Немчиным, предрасположенности к конфликтному поведению по тесту К. Томаса и шкала самооценки Дембо - Рубинштейна, воспитательные ситуации, изучение опытной работы школы и ряда семей подростков, наблюдение, анкетирование.

Новизна результатов исследования.

При рассмотрении полученных результатов экспериментального исследования можно сделать вывод: в большинстве случаев для подростков с отклоняющимся поведением характерно сочетание высокого или среднего уровня личностной тревожности с неадекватной самооценкой. Для подростков с отклоняющимся поведением докриминального уровня не свойственно, как для подростков правонарушителей, сочетание низкой самооценки с высоким уровнем личностной тревожности.

Практическая значимость:

Работа по преодолению тревожности и повышению самооценки может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2) расширение функциональных и операционных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию « запаса прочности»;

3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Теоретическая значимость:

Сочетание высокого уровня личностной тревожности с низкой самооценкой является характерным для подростков-правонарушителей. По сравнению со своими сверстниками, опрошенные нами подростки имеют более неблагоприятный прогноз на будущее. Можно предположить, что они более склонны к совершению в будущем серьезных правонарушений, если с ними не будет проведена соответствующая коррекционная работа.

Что касается подростков, у которых высокий уровень личностной тревожности коррелирует с высокой самооценкой, то возможно, что они с помощью девиантного поведения повысили ранее низкую самооценку и таким образом компенсировали неудовлетворительную потребность в самоуважении. Механизм повышения низкой самооценки за счет девиантного поведения был исследован в работе Валицкас Г.К.(11).

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Оценка, человеком своего состояния, в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Этапы исследования.

На первом (предварительном) этапе - в ходе беседы с классными руководителями были отобраны подростки, в поведении которых отмечались регулярные нарушения норм и правил поведения как в школе, так и за ее пределами. Отбирались только подростки с негативно окрашенным отклонениями. В результате этого собеседования были отобраны подростки в количестве 37 человек. Все они совершали проступки только на докриминальном уровне и ни один из них не состоял и не состоит сейчас на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

На втором этапе - проводилось тестирование сразу по трем методикам, измеряющим уровень личностной и реактивной тревожности. Цель этих тестов состояла в определении уровня тревожности. Тестирование проводилось в группе по 5-8 человек. Для исследования было использовано три теста с целью получения более достоверных результатов.

На третьем этапе проводилась интерпретация полученных результатов по каждому тесту в отдельности, а затем результаты сравнивались и выводились общие данные по уровню личностной тревожности. По окончании этого этапа были получены следующие данные: всего опрошено 37 человек (100%), из них высокий уровень личностной тревожности выявлен у 23 человек (62%), средний уровень у 14 человек (38%), низкий уровень выявлен не был (0%).

На четвертом этапе исследовалась самооценка только у тех подростков, которые обладают высоким уровнем личностной тревожности. Самооценка выявлялась с помощью проективной методики Домбо-Рубинштейн. Этой методике было отдано предпочтение по причине того, что она, являясь невербальной, дает возможность получить достоверные данные.

На пятом этапе по обработки данных по самооценке были получены следующие результаты: из 23 человек с высоким уровнем личностной тревожности - 12 человек (53%) с низкой самооценкой, 10 человек (44%) с высокой самооценкой и 1 человек (4%) с адекватной самооценкой. Для всех подростков с неадекватной самооценкой свойственно ее конфликтное строение.


Статьи по теме: