Идентификация в искусстве.
В филогенезе человеческого рода, в мифологическом сознании людей доклассового общества предметы и явления природы, боги, герои, демоны, духи и пр. были наделены теми же свойствами и способностями, что и человек. Только так, через идентификацию с неизвестным, родовой человек мог проникнуть во внутренние свойства этого неизвестного. Отождествление другого с собой давало возможность хоть как-то понять этого другого.
Вытеснение из себя этих свойств и возложение их на другого позволяло лучше разобраться не только в этом другом, но и в себе самом. Антропоморфизм - форма идентификации, позволяющая своеобразно познавать мир.
На современном уровне развития человеческого познания антропоморфизм уже не может представлять собой действенную силу освоения мира. Для этого мир нашей планеты достаточно изучен. Но первоначальные «наивные» формы идентификации нужны человечеству.
Во-первых, развитие человека в детстве базируется на тех механизмах, которые существовали в начальный период развития человеческого рода.
Во-вторых, специфика искусства требует от автора переживания своей тождественности с другим, приписывания своих особенностей, свойств, чувств другим и способности отождествляться с особенностями, свойствами и чувствами других.
Процесс идентификации - неотъемлемая черта художественного творчества. Для примера обратимся к творчеству Уолта Уитмена. Как пишет К. Чуковский, «слово «идентичность» (identify - одинаковость, тождество)- любимое слово Уолта Уитмена. Куда ни взглянет, он видит родственную близость вещей, все они сделаны из одного материала. И дошло до того, что какую вещь не увидит, про всякую говорит: это - я!». В этом его восклицании живое чувство своей идентичности с миром, и ощущение это он делает своим поэтическим приемом.
У. Уитмен стремится довести свое сорадование, сострадание, сочувствие до полного слияния с другой личностью, тем расширяя пространство и время. Он обращается к еще не родившимся, к далеким потомкам, которые будут жить в будущем и которые уйдут, как и он, но не в небытие, а в новые грядущие поколения. Поэтическая идентификация учит человека жить не только «между башмаками и шляпой», а быть поистине целостным человеком.
Статьи по теме:
Основные стороны учения Мертона
Другим представителем структурного функционализма является Р. Мертон (1910-2003). Главную суть своего подхода он выразил понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечиваетс ...
Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма
На наш взгляд, воспитать патриота, т.е. сформировать социальное поведение, направить его в нужное русло можно только с помощью четкой системы социальных ценностей. На сегодняшний день в России разрушена система традиционных ценностей и не ...
Алкоголизм и наркомания - острая социальная
проблема
Проблема алкоголизма и наркомании всегда очень актуальна. Ни для кого не секрет, что алкоголизм и наркомания представляют очень большую опасность для общества. В первую очередь алкоголь вредит человеческому здоровью, потребление алкоголя ...