Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков
Страница 3

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков » Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков

Во многом причиной отчуждения ребенка от семьи и школы является отсутствие эмоционально теплых отношений между взрослыми и детьми. Именно это, главным образом, влияет на возникновение таких особенностей личности, которые затем предопределяют ее девиантное поведение. Конечно, не сами условия жизни ребенка (прямо и непосредственно) определяют его психологическое развитие, в одних и тех же условиях могут формироваться различные черты характера. Результаты влияния Среды зависят от того, с какими прирожденными особенностями они встречаются и через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка преломляются.

Особенностью отношений в семье и школе являются их эмоциональность, основанность на любви, уважении и доверии. Если в семье отношения строятся на негативных отношениях, то в личности ребенка происходят непоправимые изменения. Негативные чувства по отношению к ребенку (нелюбовь, безразличие) демонстрируются взрослыми в основном через отчуждение ребенка от себя, через отвержение. Отчуждение ребенка от педагогов - объективно-субъективный процесс. Это явление существует объективно, но оно воспринимается ребенком таковым, а значит субъективно. Отчуждение личности является социально-психологическим процессом. В социальном плане отчуждение проявляется в нарушении межличностных отношений. Социальное отчуждение порождается внешними обстоятельствами, отношениями людей к данному субъекту. Психологическое отчуждение может быть вызвано как социальным отчуждением, так и личностными особенностями субъекта (аутичность). Длительное социальное отчуждение ребенка может способствовать выработке у него чувства изоляции, непричастности к делам других людей, что препятствует усвоению норм, регулирующих поведение. Переход социального отчуждения в психическое, объясняется основным законом развития психических функций - (каждая психическая функция прежде чем стать интрапсихической, внутренне присущей личности, первоначально является функцией интерпсихической, межличностной). Таким образом, значимые с точки зрения отклонений психологические особенности имеют свои корни в характере ранних внутри коллективных отношений. Причины отчуждения в коллективе следующие:

А) взрослые объективно не могут уделять ребенку достаточно внимания;

Б) ребенок не нужен взрослым, коллективу [1].

Названные причины тесно связаны между собой и даже могут определять друг друга.

Отчуждение ребенка в коллективе выражается в том, что он не получает любви и заботы так необходимой ему. Это приводит к эмоциональной депривации ребенка во внешних условиях. Следствием депривации являются психологические нарушения, имеющие необратимый характер. Происходит это от того, что нарушенные или отсутствующие эмоциональные связи в коллективе не выполняют своей задачи - удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и уважении. От этого страдает познавательное и эмоциональное развитие ребенка, «способность любить зависит от того насколько сильно любили ребенка в детстве» [33]. Вследствие депривации происходит частичное или полное торможение высших чувств и возникает неспособность на длительную привязанность. У перенесших депривацию не развита способность к эмпатии. «Эмпатия - психологический термин, обозначающий схватывание, опознание эмоционального состояния человека без словесного описания на интуитивном уровне; способность сопереживать» [1].

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Протестное движение
Сегодняшнее состояние рабочего движения можно охарактеризовать как его нахождение в латентной форме, в потенциальной фазе социального конфликта. При этом налицо дефицит рабочих организаций и лидеров. Но если учесть, что имеются реальные в ...

Проблемы и профилактика наркомании и алкоголизма в России. Понятие, причины наркомании и ее профилактика
Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Россия по праву входи ...

Опыт гендерной экспертизы учебной литературы по социологии и политологии
В России впервые тема гендерной дискриминации в учебных пособиях была озвучена в 1991 г., когда на русском языке вышла в свет работа А. Мишель «Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках» [39]. Вслед за ней стали появлятьс ...