Заключение
Страница 1

Теоретическое изучение проблемы содержания, структуры и сущностных характеристик правовой культуры личности воспитанника социального учреждения и результаты эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы, что позволило сформулировать выводы, согласно задачам исследования.

На основе теоретических положений определены, а в процессе эксперимента описаны уровни сформированности правовой культуры личности, и разработана педагогическая модель, обеспечивающая процесс формирования правовой культуры в дидактическом, информационном и методическом плане.

Программа «Твои права» была разработана для воспитанников в возрасте 14-15 лет (в возрасте 14 лет подросток получает важный документ – паспорт). Эффективность формирования правовой культуры у воспитанников Центра обеспечивалось за счет соблюдения определенных педагогических условий. Таковыми являлись: создание качества окружающей правовой среды, как мощный фактор правовой воспитанности; разработка и реализация модели формирования правовой культуры; кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также совершенствование содержания, форм и методов правового образования и воспитания.

Диагностические критерии и уровни сформированности правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» свидетельствуют о недостаточной сформированности правовой культуры, что связано, главным образом, с теоретической стороной, с неумением применять на практике знания, полученные в школе по обществознанию и правоведению.

В связи с выявленной проблемой, мы разработали и экспериментально апробировали модель формирования правовой культуры воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» на основе системно-деятельностного подхода. Основное содержание программы предполагало включенность подростков в определенные ситуации, в которых необходимо было найти разрешение проблемы. Эта деятельность способствует прогрессивному движению воспитанников в обществе, соблюдением культуры в сфере права. Сформированная правовая культура воспитанников близка к образованности человека, поскольку имеет общие и отличительные свойства применительно к правосознанию личности и зависит от правового воспитания.

Используя в практике разработанную нами программу можно и в дальнейшем поддерживать воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Организованные «мозговые штурмы», ролевые игры, дискуссии, круглые столы и просмотр видеофильмов с последующим обсуждением способствовали повышению интереса воспитанников к изучению правовых норм, приобретению правовых знаний, владению и освоению юридической терминологии, активному следованию правомерному поведению при социальном взаимодействии, что в целом отражается на правовой культуре личности.

При взаимодействии с субъектами социализации с педагогами (воспитателями), с родителями и правоохранительными органами, эффективнее реализуются цели правового образования, поскольку они принимаются педагогами, родителями и становятся целями семейного воспитания.

В результате проделанной работы, гипотеза о том, что формирование правовой культуры воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» будет эффективным, если: - раскрыта сущность, выявлены структурные компоненты правовой культуры личности, определены критерии, уровни и особенности ее формирования у воспитанников; - реализована специально разработанная модель эффективного формирования правовой культуры у воспитанников на основе системно-деятельностного подхода, включающая правовое обучение и воспитание, внеклассную деятельность с правовым содержанием, повышение правовой культуры ближайшего социального окружения; - выявлены, охарактеризованы и соблюдены педагогические условия целесообразно организованной деятельности, способствующей формированию правовой культуры у воспитанников подтвердилась.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Приложения
Приложение 1 Расчет прогнозных значений абсолютного показателя родившихся методом скользящей средней. годы Число родившихся, человек Скользящая средняя m Расчет средней относительной ошибки итого     ...

Позитивизм как обоснование науки
Конт убирает понятие отрицательного, разрушительного, критического. Он противопоставляет духу отрицания, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «позитивно ...

Советская и российская социология
Первое десятилетие советской власти в целом характеризова­лось продолжением тех традиций социологической мысли, кото­рые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендо­ва ...