ЗаключениеСтраница 1
Теоретическое изучение проблемы содержания, структуры и сущностных характеристик правовой культуры личности воспитанника социального учреждения и результаты эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы, что позволило сформулировать выводы, согласно задачам исследования.
На основе теоретических положений определены, а в процессе эксперимента описаны уровни сформированности правовой культуры личности, и разработана педагогическая модель, обеспечивающая процесс формирования правовой культуры в дидактическом, информационном и методическом плане.
Программа «Твои права» была разработана для воспитанников в возрасте 14-15 лет (в возрасте 14 лет подросток получает важный документ – паспорт). Эффективность формирования правовой культуры у воспитанников Центра обеспечивалось за счет соблюдения определенных педагогических условий. Таковыми являлись: создание качества окружающей правовой среды, как мощный фактор правовой воспитанности; разработка и реализация модели формирования правовой культуры; кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также совершенствование содержания, форм и методов правового образования и воспитания.
Диагностические критерии и уровни сформированности правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» свидетельствуют о недостаточной сформированности правовой культуры, что связано, главным образом, с теоретической стороной, с неумением применять на практике знания, полученные в школе по обществознанию и правоведению.
В связи с выявленной проблемой, мы разработали и экспериментально апробировали модель формирования правовой культуры воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» на основе системно-деятельностного подхода. Основное содержание программы предполагало включенность подростков в определенные ситуации, в которых необходимо было найти разрешение проблемы. Эта деятельность способствует прогрессивному движению воспитанников в обществе, соблюдением культуры в сфере права. Сформированная правовая культура воспитанников близка к образованности человека, поскольку имеет общие и отличительные свойства применительно к правосознанию личности и зависит от правового воспитания.
Используя в практике разработанную нами программу можно и в дальнейшем поддерживать воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Организованные «мозговые штурмы», ролевые игры, дискуссии, круглые столы и просмотр видеофильмов с последующим обсуждением способствовали повышению интереса воспитанников к изучению правовых норм, приобретению правовых знаний, владению и освоению юридической терминологии, активному следованию правомерному поведению при социальном взаимодействии, что в целом отражается на правовой культуре личности.
При взаимодействии с субъектами социализации с педагогами (воспитателями), с родителями и правоохранительными органами, эффективнее реализуются цели правового образования, поскольку они принимаются педагогами, родителями и становятся целями семейного воспитания.
В результате проделанной работы, гипотеза о том, что формирование правовой культуры воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» будет эффективным, если: - раскрыта сущность, выявлены структурные компоненты правовой культуры личности, определены критерии, уровни и особенности ее формирования у воспитанников; - реализована специально разработанная модель эффективного формирования правовой культуры у воспитанников на основе системно-деятельностного подхода, включающая правовое обучение и воспитание, внеклассную деятельность с правовым содержанием, повышение правовой культуры ближайшего социального окружения; - выявлены, охарактеризованы и соблюдены педагогические условия целесообразно организованной деятельности, способствующей формированию правовой культуры у воспитанников подтвердилась.
Статьи по теме:
История социально-педагогической поддержки детей-сирот
в России
История призрения сирот в России как государственная проблема начинается с XVIII века. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра I. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконно ...
Забота о пожилых и инвалидах - социальный императив
государства
Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности - первейшее требование любого цивилизованного государства. Оно гарантируется и нашей Конституцией (статья 39). В статье говорится, что законом устанавливаются государстве ...
Содержание социальных функций органов местного самоуправления
Социальные функции органов местного самоуправления сложны и многогранны, связаны с обеспечением условий жизнедеятельности людей в местах их проживания, где все предметно, конкретно и персонифицировано. В этом заключается источник множеств ...