Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Характеристика основных понятий
Страница 1

Информация » Организация социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей » Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Характеристика основных понятий

В самом общем виде социальная работа представляет собой, по утверждению Гулиной М.А., сложное общественное явление, по организации социальной поддержки, социальной помощи, социальной реабилитации людей и групп, попавших в трудные жизненные ситуации. При организации социальной работы, профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений. Все это содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия [26].

Общество представляет собой взаимодействие индивидов больших и малых групп, которое регулирует их социальное поведение определенной системой норм и институтов, в соответствии с объективно складывающимися потребностями личности. Наряду с этим правовое сознание общества органично связано с правом как целостным социальным институтом, сторонами правосознания и его правовой культурой.

В самом общем виде культура – все то, что создано человеком, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования [26].

По утверждению Гулиной М.А., современная культура – правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства, представляющая собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод гражданина в качестве высших ценностей [26].

По утверждению Бугаенко Ю.Ю., правовая культура – система ценностей, правовых убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. Применительно к личности, правовая культура – это знание, понимание права и осознанное исполнение его предписаний [18].

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии.

Формирование правовой культуры представляет собой сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура является многозначной характеристикой, которая зависит от уровней развития правового сознания населения (насколько информировано в правовом отношении население, каково его эмоциональное отношение к закону, суду и т.д.), правовой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества и всей системы юридических актов (конституция государства, системы нормативно-правовых актов). Взаимосвязь этих элементов состоит в том, что без развития правовых воззрений, без глубоко осознанных и освоенных правовых знаний, правовых установок и устремлений невозможны и соответствующие развитые формы реального права, государства и правового общения.

Структура правовой культуры воспитанника включает три компонента.

Когнитивный компонент представлен в виде правовых знаний, правовой информации, обеспечивающей их правовыми знаниями, способствующими их успешной социализации и жизнедеятельности в обществе, основу для выработки собственной жизненной позиции.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Типы девиантного поведения
Все многообразие форм отклоняющегося поведения, подразделяется на пять групп: собственно девиантное, аддиктивное, делинквентное (преступное), патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. ...

Изучение деятельности школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетними в условиях образовательного учреждения. Система профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими
Коррекция и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей проводится в специальных учреждениях, а профилактика одна из самых главных функций школы, микрорайона, семьи, детского сада. Л.В. Мардахаев рассматривает профилактику как испол ...

Институты социализации
Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности ...