Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки
Страница 3

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот » Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки

1. Диагностическое направление.

Такой компонент как диагностика имеет значение для выявления проблем ребенка и субъектного потенциала их разрешения. Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки. Специалисты службы выявляют особенности развития ребенка (каждый в сфере своей компетенции), сформированности у него определенных новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков возрастным ориентирам и др.

Социальные педагоги, проводя диагностическую работу с выпускниками, осуществляют диагностику оптимальных возможностей социальной адаптации выпускников и особенностей интеграции их в социум. С этой целью они осуществляют катамнестическое исследование, включающее:

а) выяснение учебных и профессиональных достижений и проблем выпускников;

б) выявление социально-психологического климата и необходимой предметной среды проживания воспитанников.

В процессе патронажа выпускников, полученные данные подвергаются аналитической обработке, позволяющей скорректировать работу сотрудников детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме этого, для оптимизации данного процесса с помощью метода социометрии социальный педагог определяет специфику социального окружения и статус выпускника детского дома среди сверстников.

С помощью социологических исследований определяются отношения ребенка к тому или иному явлению, к семье, его профессиональные предпочтения.

Общие результаты диагностики заносятся в личную психосоматическую карту развития воспитанника и являются ключевыми при определении путей коррекционной и социально-развивающей работы. Через оценку динамики психосоматического состояния, познавательных процессов, личностного становления, особенностей учебной и трудовой адаптации, анализируется развитие ребенка в течение всего периода пребывания в детском доме.

Функции координатора деятельности специалистов службы социально-педагогической поддержки детей-сирот для выработки коллективных, квалифицированных и обоснованных рекомендаций осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

Психолого-медико-педагогический консилиум, являющийся структурой диагностико-коррекционного типа - необходимое звено процесса социально-педагогической поддержки. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.

Специалисты консилиума опираются на знание возрастных особенностей детей, проводят динамическое наблюдение и обследование воспитанников. Комплексное изучение личности включает выявление особенностей развития познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, межличностных отношений, уровня развития речи.

Задачами консилиума выступают:

а) консультирование воспитателей и учителей школы в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

б) выработка индивидуальных комплексных программ сопровождения развития воспитанников.

На консилиум представляются следующие документы:

1. представления всех специалистов, участвующих в ПМПК;

2. продукты деятельности детей;

3. протоколы обследований (при необходимости).

Результаты изучения детей в ПМПК составляют основу индивидуальных программ сопровождения ребенка, главные положения которых находят отражения в личных психосоматических картах развития.

Учитывая, что консилиум является полноправным составляющим процесса социально-педагогической поддержки детей-сирот, работа выстраивается по взаимосвязанным этапам:

а) Диагностический. В процессе работы консилиума обсуждаются результаты проведенного диагностического исследования зафиксированной проблемной ситуации или выявленной в ходе первичного обследования. Проблема развития ребенка вербализуется на консилиуме и совместно оцениваются возможности ее решения.

б) Поисковый этап. На этом этапе собирается как можно больше информации о путях и способах решения выявленной на первом этапе проблемы развития. Здесь же распределяются полномочия в решении проблемы, адаптируется информация для осознания ее ребенком.

в) Договорной этап. На этом этапе специалисты обсуждают со всеми заинтересованными лицами (т.е., если необходимо в детский дом приглашаются учителя массовой и специальной школы, руководители кружков, и т.д.) возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, выбирают совместно различные методы и формы поддержки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Статистика смертности населения злоупотреблявших алкоголем за последние несколько лет
Население Дальнего Востока занимает второе место среди федеральных округов России по количеству хронических алкоголиков. Проблема хронического алкоголизма особо остро стоит в Сибирском федеральном округе, за ним следует Дальневосточный фе ...

Общественное мнение и процессы управления
Таким образом, под общественным мнением мы понимаем особое состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение возникает как продукт осоз ...

Гендерные отношения в языке
В науке до сегодняшнего дня нет единого взгляда на природу гендера. Его относят к мыслительным конструктам или моделям, разработанным с целью более чёткого научного описания проблем пола в языке и разграничение его биологических и социок ...