Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки
Страница 3

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот » Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки

1. Диагностическое направление.

Такой компонент как диагностика имеет значение для выявления проблем ребенка и субъектного потенциала их разрешения. Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки. Специалисты службы выявляют особенности развития ребенка (каждый в сфере своей компетенции), сформированности у него определенных новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков возрастным ориентирам и др.

Социальные педагоги, проводя диагностическую работу с выпускниками, осуществляют диагностику оптимальных возможностей социальной адаптации выпускников и особенностей интеграции их в социум. С этой целью они осуществляют катамнестическое исследование, включающее:

а) выяснение учебных и профессиональных достижений и проблем выпускников;

б) выявление социально-психологического климата и необходимой предметной среды проживания воспитанников.

В процессе патронажа выпускников, полученные данные подвергаются аналитической обработке, позволяющей скорректировать работу сотрудников детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме этого, для оптимизации данного процесса с помощью метода социометрии социальный педагог определяет специфику социального окружения и статус выпускника детского дома среди сверстников.

С помощью социологических исследований определяются отношения ребенка к тому или иному явлению, к семье, его профессиональные предпочтения.

Общие результаты диагностики заносятся в личную психосоматическую карту развития воспитанника и являются ключевыми при определении путей коррекционной и социально-развивающей работы. Через оценку динамики психосоматического состояния, познавательных процессов, личностного становления, особенностей учебной и трудовой адаптации, анализируется развитие ребенка в течение всего периода пребывания в детском доме.

Функции координатора деятельности специалистов службы социально-педагогической поддержки детей-сирот для выработки коллективных, квалифицированных и обоснованных рекомендаций осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

Психолого-медико-педагогический консилиум, являющийся структурой диагностико-коррекционного типа - необходимое звено процесса социально-педагогической поддержки. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.

Специалисты консилиума опираются на знание возрастных особенностей детей, проводят динамическое наблюдение и обследование воспитанников. Комплексное изучение личности включает выявление особенностей развития познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, межличностных отношений, уровня развития речи.

Задачами консилиума выступают:

а) консультирование воспитателей и учителей школы в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

б) выработка индивидуальных комплексных программ сопровождения развития воспитанников.

На консилиум представляются следующие документы:

1. представления всех специалистов, участвующих в ПМПК;

2. продукты деятельности детей;

3. протоколы обследований (при необходимости).

Результаты изучения детей в ПМПК составляют основу индивидуальных программ сопровождения ребенка, главные положения которых находят отражения в личных психосоматических картах развития.

Учитывая, что консилиум является полноправным составляющим процесса социально-педагогической поддержки детей-сирот, работа выстраивается по взаимосвязанным этапам:

а) Диагностический. В процессе работы консилиума обсуждаются результаты проведенного диагностического исследования зафиксированной проблемной ситуации или выявленной в ходе первичного обследования. Проблема развития ребенка вербализуется на консилиуме и совместно оцениваются возможности ее решения.

б) Поисковый этап. На этом этапе собирается как можно больше информации о путях и способах решения выявленной на первом этапе проблемы развития. Здесь же распределяются полномочия в решении проблемы, адаптируется информация для осознания ее ребенком.

в) Договорной этап. На этом этапе специалисты обсуждают со всеми заинтересованными лицами (т.е., если необходимо в детский дом приглашаются учителя массовой и специальной школы, руководители кружков, и т.д.) возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, выбирают совместно различные методы и формы поддержки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Факторы риска
Объективные факторы: Социальное неблагополучие: Дети из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворенность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или явля ...

Задачи статистического наблюдения
Статистическое наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану, при разработке которого необходимо решить множество важных задач. Эти задачи можно разделить на программно-методологические и организационные. К программно-мет ...

Типология организаций
Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации, 2) подвижность цели и 3) степень влияния членов на результаты ее деятельнос ...