Социально-педагогическая поддержка детей-сирот

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот

В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство – социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, как при экономических трудностях государства, вызывающих снижение уровня жизни его граждан, увеличивается число сирот, беспризорных и безнадзорных детей.

Для нашего государства в настоящее время проблема сиротства актуальна – наблюдается постоянное увеличение числа детей-сирот как реакция на социально-экономические кризисы. Ежегодно в детские дома и школы-интернаты Российской Федерации помещается большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. в детские интернатные учреждения было направлено 36 112 детей-сирот – 28,2 % от общего количества выявленных детей.

До настоящего времени не оказывается помощь кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, не созданы специальные центры по работе с семьей, отсутствует эффективная просветительская программа, раскрывающая негативные последствия сиротства для детей и общества, пропагандирующая ценности семьи и семейного воспитания.

Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрастах.

Учитывая данное обстоятельство, а также то, что работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по формированию готовности воспитанника к полноценной жизни в обществе не всегда адекватна сегодняшним требованиям, необходимо активизировать работу по совершенствованию деятельности данных учреждений.

Государство и общество призваны заботиться о развитии и воспитании детей-сирот, с опорой на знание истории проблемы социального призрения, исторического опыта организации системы учреждений призрения.

Наряду с общими тенденциями развития учреждений призрения сирот, свойственными России в целом, каждый регион имеет специфические особенности. Рассмотрим историко-педагогическую проблему социального призрения в России, отмечая ее региональные особенности в Новосибирской области.

Проведя анализ литературы по теме, мы можем выделить следующих авторов, занимавшихся проблемой социально-педагогической поддержки детей-сирот:

Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Гурова, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, И.Н. Закатовой, В.П. Озерова, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

В работах А. Горовцева, В. Гогена, Е. Максимова, С. Гогеля история развития социальной помощи в России осмысливается в контексте зарубежного опыта, позволяя ученым увидеть национальное и культурное своеобразие отечественного общественного призрения.

На сегодняшний день проблемами детского призрения занимаются такие ученые как Бадя Л. В. – занимается анализом исторического опыта социальной работы в России; Фирсов М. В. – разработал теорию социальной роботы; Беляков В. В. – занимался проблемами детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; Иващенко В. И. – занимался проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях.

Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы "Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России" актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую поддержку детей-сирот в истории России.

Задачи работы:

1. Дать понятие социально-педагогической поддержки.

2. Рассмотреть историю социально-педагогической поддержки детей-сирот в России.

3. Изучить нормативно-правовую базу социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России.

4. Проанализировать историю социально-педагогической поддержки детей-сирот в Новосибирске.

5. Рассмотреть осуществление социально-педагогической поддержки детей-сирот на современном этапе.

Объект исследования – дети-сироты.

Предмет исследования - социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, практический анализ социально-педагогической поддержки детей-сирот в Новосибирске.

Гипотеза: Мы предполагаем, что исторический анализ социально-педагогической поддержки детей-сирот с учетом региональной специфики, окажется полезным в деле призрения детей-сирот.


Статьи по теме:

Другая классификация
Исходя из целей и направленности девиантного поведения можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности: алкоголизм, суицид, мазохизм и др. Поведен ...

Оппозиционные методологические стратегии в социологии
Следует признать сложность материала, который излагался выше. Однако характеристика методологических стратегий, наполнение понятия "методологическая стратегия" конкретным содержанием может помочь усвоению рассматриваемых вопросо ...

Экстремизм в молодежной среде
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, глав ...