Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки
Страница 2

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот » Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки

1. неблагоприятная адаптация воспитанников, вызванная комплексом причин социального (изменения социального статуса ребенка), медицинского (отягощенная наследственность, невротизация), психологического (социально-педагогическая запущенность) характера;

2. организационно-воспитательная перегруженность, неоправданное стремление педагогов и воспитателей заполнить день ребенка как можно большим количеством мероприятий, при этом система воспитания применительно к современной российской действительности асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме;

3. слабая координация ведомств и служб государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. недостатки в медицинском, социально-правовом обслуживании детей-сирот.

Указанные проблемы снижают эффективность процесса социализации данной категории детей. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных ценностей

Как показал анализ педагогического опыта работы учреждений для детей-сирот, современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, при этом все большее признание получает индивидуальное сопровождение ребенка.

Реализация процесса сопровождения и поддержки детей-сирот может рассматриваться как упрощенно (через комплекс действий-мероприятий), так и модельно – через сложную структуру, предполагающую взаимодействие различных субъектов и факторов психолого-педагогического сопровождения (см. приложение 1). Такое взаимодействие диктуется, прежде всего, необходимостью обеспечения оптимального качества поддержки детей-сирот в непростых для них жизненных обстоятельствах.

Мы предположили, что наиболее эффективно реализация такого взаимодействия может быть представлена как модель, включающая в себя различные компоненты. Организация такой модели должна интегрировать усилия управленцев, методистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в реализации процесса психолого-педагогического сопровождения в детском доме.

Таким образом, важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот в детском доме-школе является модель социально-психолого-педагогического сопровождения.

Служба социально-психолого-педагогического сопровождения является структурным подразделением детского дома, включает четыре подразделения: психологическое, коррекционно-педагогическое, социальное, валеологическое и обеспечивает эффективное социально-психологическое сопровождение ребенка во время его проживания в детском доме и в первые годы самостоятельной жизни.

Психологическое подразделение службы социально-педагогической поддержки представлено специалистами психологами, социальное – социальными педагогами, коррекционно-педагогическое – специалистами логопедами и учителем-дефектологом, валеологическое – специалистом валеологом. Руководство деятельностью службы социально-педагогической поддержки детей-сирот осуществляет заместитель директора детского дома по социально-психологическому сопровождению. Сопровождение осуществляется специалистами, имеющими педагогическое образование и специальную подготовку.

Служба социально-педагогической поддержки детей-сирот в своей деятельности руководствуется международной конвенцией о правах ребенка, законом "Об образовании", нормативными документами, Уставом детского дома, должностными обязанностями специалистов.

Цель деятельности службы: поддержка естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.

В работе специалистов детского дома наибольшую значимость имеют следующие аспекты деятельности: определение уровня психического развития, потенциальных возможностей детей, осуществление полной коррекции нарушений психофизического развития воспитанников, через реализацию комплексных социально-педагогических программ поддержки, обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации к среде, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

В решении проблем, возникающих в работе службы социально-педагогической поддержки, специалисты, прежде всего, руководствуются интересами ребенка.

Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Нахождение прогнозных значений методом скользящей средней
Одним из наиболее старых и широко известных методов сглаживания временных рядов является метод скользящих средних. Применяя этот метод, можно элиминировать случайные колебания и получить значения, соответствующие влиянию главных факторов. ...

Этническая характеристика Новосибирской области
Источником получения данных о национальном и языковом составе населения являются переписи населения. В ходе Всероссийской переписи населения 2002 года было обеспечено выполнение Конституции РФ в части свободного самоопределения национальн ...

Структура и функции труда.
Труд как сложный социальный процесс обладает определен­ной структурой. Ее основные компоненты таковы: [1.46] Предметы труда - это вещества природы, на которое че­ловек воздействует при помощи средств труда. Например, земля есть предмет ...