Возникновение и деятельность на территории Беларуси детских социальных приютов в досоветский период. Становление и развитие системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)
Страница 3

Информация » Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси » Возникновение и деятельность на территории Беларуси детских социальных приютов в досоветский период. Становление и развитие системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)

Немало учебно-воспитательных учреждений появилось в России благодаря частной инициативе. Только одному из более известных благотворителей этого времени принцу П.Г. Ольденбургскому были обязаны своим возникновением и развитием около 500 благотворительных заведений. Среди них большой известностью пользовался «Детский приют принца П.Г. Ольденбургского» в Петербурге.

Перечень примеров участия общественности и частных лиц в воспитании и образовании детей можно продолжить и далее. Важно другое: все они стремились воспитывать достойных граждан. Постепенно складывался определенный опыт организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. Обучение в детских приютах осуществлялось в соответствии с рекомендациями Министерства народного просвещения. Кроме изучения Закона Божьего, русского языка и арифметики дети обучались чистописанию, черчению, гимнастике и хоровому пению. В санкт-петербургских и московских приютах за правильностью обучения детей наблюдали инспектора по учебной части. Няни готовились в специально созданном в 1848 г. училище при воспитательном доме в Санкт-Петербурге. В нем кроме общеобразовательных предметов преподавались и специальные (анатомия и физиология, педагогика). Подготовка смотрительниц и их помощниц проводилась непосредственно в приютах Петербурга.

Следует отметить довольно гуманные методы воспитания в детских приютах. Здесь запрещались телесные наказания и использовались такие методы, как порицание, разъяснение неправильности действий. В качестве крайней меры объявлялся выговор. Содержание и формы воспитательной работы были разнообразными: использовались игры, посиделки, рыбалка, участие в хоре и т.д. Дети дежурили по кухне, убирали комнаты, стирали белье, занимались рукоделием, работали в приютских огородах и садах, обучались ремеслам. Таким образом, широко использовалось самообслуживание и профессиональное обучение, с помощью которых детей готовили к будущей самостоятельной жизни.

В целом, такие учебные воспитательные заведения, как приюты для детей бедных родителей и сирот, обеспечивали в 19 веке бесплатное первоначальное образование и воспитание, готовили детей к получению ремесленного и специального образования [4, стр. 118-120].

Теперь более подробно остановимся на том, как развивалось попечение над детьми в Беларуси.

В числе первых городов Беларуси, в которых открывались детские приюты, были Витебск, Вильно, Дрисса, Минск, Могилев. К 1903 г. на Беларуси было 29 таких заведений. Определенные сведения о них дает таблица 1.

Таблица 1. Количество приютов на Беларуси

Название губернии

Всего приютов

В т.ч. в уездах

Призревалось детей

Время открытия приютов

всего

Мальч.

%

Девоч.

До 19 в.

Перв. Пол. 19 в.

Втор. Пол. 19 в.

Виленская

6

1

398

155

39,0

243

-

2

4

Витебская

6

1

353

77

21,8

276

-

1

5

Гродненская

4

2

133

92

69,2

41

-

1

3

Минская

5

1

203

131

64,5

72

-

2

3

Могилевская

8

4

239

123

51,5

116

-

3

5

Итого

29

9

1326

578

43,6

748

-

9

20

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Сексуальное насилие
Ситуация, когда первый сексуальный контакт подростка - изнасилование - не редкость [67]. Сексуальная агрессия, крайним случаем которой является изнасилование, сложное и многоуровневое явление. Она проявляется в трех основных формах: секс ...

Психологическая профилактика и социально-психологическая поддержка
Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей. ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее ...

Безработные граждане и содействие в поиске работы традиционными способами. Половозрастной состав лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Краснодарском крае
Как показали исследования, проведенные государственными органами по статистике, в 2002 году россияне до 20 лет составляли 2,1 % от общего числа безработных, в 2004 году эта цифра возросла почти в 2,5 раза. Надо заметить, что почти в такой ...