Возникновение и деятельность на территории Беларуси детских социальных приютов в досоветский период. Становление и развитие системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)
Страница 4

Информация » Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси » Возникновение и деятельность на территории Беларуси детских социальных приютов в досоветский период. Становление и развитие системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)

Дети принимались в приюты по решению Опекунского совета на основании заявления с приложением справки о бедственном материальном положении просителя, выданной местным участковым попечительством или одним из членов Опекунского совета. Участковые попечительства имело каждое крупное благотворительное общество. В их обязанности входило обследование участка, выявление неблагополучных семей, организация и проведение сбора пожертвований на нужды общества, оказание различных видов помощи, нуждающимся детям, мероприятия по их оздоровлению. За 1903 год Витебское общество, вне подведомственного ему приюта оказало помощь 101 ребенку.

Попечительство детских приютов на Беларуси, на которые возлагалась прямая ответственность за оказание помощи беспризорным детям бедноты и сиротам, были в каждом губернском городе. Во главе попечительства находился Совет, который обычно возглавлял губернатор, а почетными членами были представители от дворянства, директора и учителя народных училищ, городской голова, полицмейстер и ряд других уважаемых людей. Руководящий состав Совета определял направление и содержание работы губернских приютов. В общих вопросах они подчинялись старейшему в России Ведомству учреждений императрицы Марии. На Беларуси оно содержало или имело под своим непосредственным покровительством 11 детских приютов, в которых воспитывалось около 55% всех сирот, находившихся в детских благотворительных заведениях.

Кроме приютов Мариинского ведомства, существовали приюты, подведомственные Министерству внутренних дел (приюты приходских попечительств и братств; иностранные и иноверческие; благотворительных обществ и частных лиц), а также приюты подведомственные Императорскому человеколюбивому обществу, приюты духовного и военного ведомств.

Каждый приют имел свой устав и руководствовался Положением о детских приютах Комитета главного попечительства детских приютов Мариинского ведомства. Положение было впервые издано в 1839 г. и затем неоднократно переиздавалось с изменениями и дополнениями.

Всего различные местные благотворительные общества содержали свыше 31% призреваемых в приютах Беларуси детей-сирот. На приюты государственные и конфессиональные в начале 20 в. приходилось не более 10,5% призреваемых Духовному ведомству принадлежали три небольших приюта (от 8 до 20 призреваемых) исключительно для мальчиков при Супрасльском Благовещенском первоклассном монастыре в Белостоксом уезде Гродненской губернии, Минском мужском монастыре в Могилевском церковно-православном Богоявленском братстве.

Детские приюты, как и большинство других благотворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных органов, а позднее и земств, были весьма незначительны.

С 60-х г. 19 в. среди постоянных жертвователей стало больше встречаться имен высокопоставленных чиновников, их жен, купцов, да и просто людей среднего достатка. Так, в 1868 году почетный гражданин Гродно купец первой гильдии Ашкенази «в упраздненном здании больницы учредил приют для обучения бедных детей ремеслам», [17, стр. 52].

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию негативного отношения молодежи к образовательной системе (Выбор концепции исследования)
Выбирая концепцию исследования, я принимаю теории, которые будут положены в основу построения исследования. Так, для изучения негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи (предмета исследования) я выбрала следующие тео ...

Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма
На наш взгляд, воспитать патриота, т.е. сформировать социальное поведение, направить его в нужное русло можно только с помощью четкой системы социальных ценностей. На сегодняшний день в России разрушена система традиционных ценностей и не ...

Приложения
[1] Сергеев В.К. «Молодежная культура» и «Культура для молодежи»: опыт осмысления проблемы; М., 2007 г. [2] Кон И.С.; «Социология личности»; М., 1979 г. [3] Борев Ю.; «Эстетика»; М., 1988 г. С.106 Таблица 1. Характеристика несовершенн ...