Социокультурное время
Страница 5

Социальный темпоральный фактор в форме правил, нормативных ожиданий, регулирующих человеческое поведение на протяжении всей жизни. Роберт К. Мертон выделил важную категорию подобных правил - социально-ожидаемые длительности - регулируют продолжительность существования групп и организаций, сроки служб, отклонение от которых влечет за собой социальные санкции www.mainedu.ru

Однако при ближайшем рассмотрении можно дополнить Мертона и выделить еще две группы временных правил социально-ожидаемую скорость предписывает сроки обучения в школе, скорость продвижения по службе, в этом отношении ожидаемая скорость тесно связана с понятием своевременности (К.А. Абульханова-Славская, 1999) и социально-ожидаемые ритмы и интервалы - структурирование свободного времени (Э. Берн, 1992).

Социальное время выступает системообразующим основанием, связывающим воедино все формы и способы социального бытия человека, социальных институтов, функционирование артеприроды (города, мегаполисы):

- во-первых, социальное время синхронизирует активность и коллективные действия многих людей;

- во-вторых, оно координирует индивидуальные действия, например, в рамках разделения труда;

- в-третьих, регулирует социальные процессы, развивающиеся в собственной логике - последовательности;

- в-четвертых, требует своевременность в жизни человека.

В свете целей и гипотезы дипломного исследования особый интерес представляет теория системной организации психологического времени Н.Б. Кучеренко. Так, Н.Б. Кучеренко доказано, что психологическое время представляет собой многоуровневое системное образование, организующее активность человека в каждый момент его жизнедеятельности. При этом, автор указывает, что временная составляющая функционирования организма обусловлена темпоральной организацией генетического опыта как наследственной памяти и индивидуального опыта как приспособления к внешним и внутренним изменениям в процессе онтогенеза. Психологическое время на уровне социального индивида предстает как топологическая структура, формирующаяся в социогенезе на основе социальной детерминации и организующая различные формы социального взаимодействия и деятельности. Темпоральность личности проявляется в процессе выделения собственной социальной ценности и смысла жизни, в контексте интеграции прошлого, настоящего и будущего. Личностный уровень времени связан с автобиографической памятью как высшим синтезом жизненного опыта, отражающего в своей структуре и динамике экзистенциальную потребность «быть личностью». В ходе экспериментального исследования Н.Б. Кучеренко удалось выявить 5 типов темпоральных категориальных установок, названные в соответствии со структурно-функциональными параметрами психологического времени: «инфантильный», «целевой», «организованный и пессимистичный», «обыденный» и «ретроспективный». В отличие от традиционного подхода, учитывающего только причинно-целевые межсобытийные зависимости, Н.Б. Кучеренко выделяет другие типы смыслового объединения событий: эмоциональные, отнесение событий к «Я», к одному периоду жизни, к конкретной сфере жизнедеятельности, объединение на основании присутствия в событиях «значимого другого». Для нашего исследования принципиальное значение имеет разработанная автором методика изучения темпоральных установок, основанная на методе каузометрии Е.И. Головахи и А.А. Кроника. Данная методика может быть использована в рамках метода экспертных оценок Бестужева-Лады для выявления имплицитных сценариев развития социальных процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Демографическая ситуация в России на рубеже XX-XXI веков.
В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убы ...

Предмет социально-экономической статистики
Имеет предмет познания и социально-экономическая статистика. Естественно, возникает вопрос: какие же объективные свойства явлений общественной жизни составляют предмет познания статистической науки? Явлениям общественной жизни наряду с к ...

Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, ...