Социокультурное время
Страница 4

Можно увидеть различия по интерпретации времени. Кто-то подходит к нему пассивно, как к судьбе, фатуму, кто-то настроен на активное, продуктивное участие в строительстве своего будущего. Подтверждением данного тезиса могут служить результаты исследования С.Н. Кучеренко в которых выделена типология политических категориальных установок, одним из оснований выделения типов стала степень активности личности в формировании своей жизни.

Временная организация сознания нарушается и при социальных катаклизмах. Происходит разрыв временной последовательности, распад социальной системы, дезорганизация и дезидентификация в личностном и культурном планах. Безвременье называют «расстроенным» временем, «взрывным», «нулевым». Время социального кризиса воспринимается как бы застывшим, остановившимся, о чем свидетельствует, с одной стороны, разрыв в биографии людей, разрыв в социальных контактах (потеря работы, утрата личных связей), с другой - неподвижность в вещном мире личности. Социальная и личностная преемственность в нулевом времени минимизирована; по мнению Ю.М. Лотмана, в этот момент отключаются механизмы причинности, и выбор будущего реализуется как случайность.

В своей книге «Социология социальных изменений» П. Штомпка выделяет два типа темпоральных моделей ценностей. Первый, прогрессивный - социальные группы своей целью ставят осуществление нового и прогрессивного. Второй, консервативный - социальные группы отдают предпочтение порядку, сходству, повторяемости.

Социокультурного времени можно разделить на циклическое и линейное, вопрос в том это форма или вид. В современном мире явно преобладают линейные представления о времени, но, тем не менее, эта упрощенная формула, за которой скрываются циклические ритмы социальной жизни. Одни циклические явления можно маркировать как природно-общественные, поскольку их существование основывается на астрономических циклах чередования дня и ночи, времен года, ритмах, связанных с географическими и климатическими условиями. Другой, вероятно, повсеместно принятой единицей природно-общественного времени является месяц, основанный на лунном цикле в 29,5 дней. Остальные единицы времени, задающие ритмическую повторяемость, отражают скорее общественный опыт.

Ритм социальной, индивидуальной жизни задают политические и экономические макроциклы - смена правительств, экономические колебания, социальные беспорядки, сменяющиеся долгими периодами стабильности.

Цикличность социокультурного процесса обеспечивает: во-первых, преемственность, которая заключается в непрерывном накоплении и наследовании всех жизнеспособных социальных элементов; во-вторых, поступательность, как постепенное и последовательное продвижении вперед.

Существующие культурные сценарии, выделенные Э. Берном, отражают то, что обычно понимают под национальным характером. Они разделяются большинством людей, тем самым, закрепляя сходные человеческие драмы из поколения в поколение.

Все эти размышления подводят к выводу, что линейное время является искусственной конструкцией, в реальной жизнедеятельности людей как таковое оно не существует. Миф о линейном времени стал возможен, по мнению А.С. Панарина благодаря инструментальному отношению к миру. Отделение информации, относящейся к области средств от ценностной информации, приводит к появлению особого линейного «орудийного» мира. Инструментальное отношение к миру привело западную культуру к высоким темпам развития в сфере материального производства, при этом, по-прежнему, в ценностной сфере господствует примитивный идеал потребительского отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголем
В зависимости от проблемы, типа семьи, внешних обстоятельств разрабатывается своя социально – психологическая помощь; - это своеобразный процесс этапов, стадий деятельности, связанных с определенным содержанием: · необходимо выявить кака ...

Сравнительные результаты репрезентации женщин и мужчин в учебной литературе по социологии и политологии
В ходе эмпирического исследования нами были проанализированы два учебника по социологии, два учебных пособия: по социологии управления и экономической социологии, и два учебника по политологии для студентов высшей школы. Мы ориентирова ...

Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию негативного отношения молодежи к образовательной системе (Выбор концепции исследования)
Выбирая концепцию исследования, я принимаю теории, которые будут положены в основу построения исследования. Так, для изучения негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи (предмета исследования) я выбрала следующие тео ...