Социокультурное время
Страница 2

В связи с личностным уровнем организации психологического времени уместно упомянуть, что рассмотрение темпоральных основ жизненного пути представляет собой особняком стоящее, достаточно разработанное направление исследования. Но и здесь поставлено больше вопросов, чем дано ответов. Так, причинно-целевая концепция, базирующаяся на представлении о рациональности, последовательности человека, рассматривает психологическое время как сугубо субъективную реальность, причем в качестве единиц темпоральности выступает ограниченный круг причинно-целевых межсобытийных связей, явно не исчерпывающий всех возможных модификаций. Однако авторы концепции психологического времени личности как субъективной картины жизненного пути в продолжение своей методологической позиции, ориентируются на данные метода каузометрии, в рамках которого проводится поэлементное сопоставление событий жизни. Это прием исключает получение многомерной картины темпоральности жизни человека, не позволяет «выловить» сценарные основания объединения событий в единую целостность прошлого, настоящего и будущего.

В данном случае мы опираемся на теорию социокультурного времени Н.Б. Кучеренко, которая описывает данную категорию как межсобытийную связь.

Социальная темпоральная структура налагает предустановленную последовательность, скорость и ритм и на биографию, и на «повестку» любого рабочего дня. Во взаимопроникновении и взаимодействии внешнего и внутреннего времен формируются временные новообразования, Я - концепции, создающие непрерывность представлений о «себе во времени», о «своей жизни во времени».

Исторически специфика временно-пространственного континуума человека претерпевает качественные изменения в процессе социокультурного развития.

Приступить к анализу социокультурных темпоральных моделей целесообразно с циклической концепции времени, в которой миф выступает интертемпоральной структурой. Анализ мифов позволил М.Д. Ахундову [10] обнаружить развитие концепции мифологического времени от архаичной колебательной модели к циклической, которая в свою очередь развивается в модель спирального времени.

Мифологическое правремя, несмотря на отнесенность к прошлому, оказывалось в настоящем и даже в будущем. Эта инвариантная структура определена К. Леви-Строссом через двойственность таких характеристик как обратимость и необратимость, синхронность и диахронность. Аналога такой темпоральной структуры нет в генетической психологии, хотя мы уже указывали, что правополушарное наглядно-образное познание мира как раз и ориентировано в прошлое. циклическую модель времени закрепляли, носившие психопатологический характер, обряды, ритуалы, техники актуализированных сновидений и т.д.

Раскручивание спирали времени в линейную конструкцию характерно для последующих форм общественного сознания. Мифология и религия по-разному ориентированы во времени, причем религия овладевает помыслами человека своей ориентированностью на настоящее и будущее, с надеждой в дальнейшем вообще преодолеть время, которое существует для христианского сознания только между актом творения и эсхатологическим актом. Линейная концепция времени актуальна не только для христианского мировоззрения, но и для ряда современных естественных наук.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме: