Социокультурное время
Страница 3

Современные ученые - синергетики связывают революцию в восприятии времени с формированием новой динамичной, нелинейной, циклопричинной парадигмы, определяющей время как «ключ к пониманию природы», как «оператор развития системы», как «индивидуальный фактор существования и динамики органического целого» (И. Пригожин, 1985).

Выделяют несколько социокультурных моделей времени в психологических теориях и направлениях.

Классический психоанализ утверждает, что поведение и выборы взрослого человека детерминируются фиксированными переживаниями прошлого. Их периодическое оживление в переносе обнаруживает (З. Фрейд) циклические паттерны навязчивого повторения прошлых событий. [56]

Теории трансакционного анализа Э. Берна - идея временного структурирования жизненного пути циклическими возвращениями к травматическим переживаниям детства и обусловленности прошлым получила свое развитие.

Гуманистическая психология особое внимание уделяет интенциональным моделям идентичности.

В теории поля Курта Левина (1980), акцентирован релятивный аспект психологического времени.

В причинно-целевой концепции Е.И. Головахи и А.А. Кроника (1984), отождествляющих биографический масштаб психологического времени с субъективной картиной жизненного пути личности.

Различия в представлениях о роли и топологической структуре времени обнаруживаются у любых профессиональных и других социальных группах. Принадлежность к ним человека определяет особенности отражения социокультурного времени в индивидуальном сознании. Нормы, правила межличностного общения фиксируются в «неписаных» кодексах и включаются в социальную детерминацию индивидуальных временных параметров, проявляясь в специфических стилях поведения.

В 1996 году П. Штомпки исследовал степень влияния социокультурного времени на индивидуальное, в котором выявил прямо пропорциональную зависимость уровня осознания времени от уровня развития цивилизации. На одном полюсе - «одержимая озабоченность течением, прохождением, недостатком времени (синдром «время - деньги»). На противоположном - безразличие, пренебрежение временем, вседозволенность обращения с ним (синдром «отложим на завтра»). [59]

Характеристиками «значимости» и «важности» наделяется не вся временная трансспектива, а лишь то ближайшее или отдаленное время, которому человек уделяет особое внимание, анализирует, структурирует, сверяет с этими важными отрезками времени настоящую деятельность. Для современного человека время объективно принимает форму ресурса, который можно потратить, сэкономить, продать или обменять.

Процесс социализации также определяет конкретную временную ориентацию индивида, на прошлое, настоящее или будущее. Существуют культуры, которые живут историей, обращены к событиям и традициям прошлого. Так, Ф. Клакхон и Ф. Стодтбек причислили Китай к культуре, поглощенной прошлым, американцев отнесли к типу, обращенному в будущее, а американских испанцев считали ориентированными на настоящее.

Разные временные перспективы, существенно отличающиеся от общепринятой в данной культуре, могут основываться на дифференциации внутри сообщества: отдельные группы - этнические, религиозные, профессиональные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Механизмы развития личности и ее социального бытия
В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через «присвоение» своей «всесторонней» сущности: «личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в ...

Организация деятельности школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание [44; 273]. Согласн ...

Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций
Выбор занятия — одно из главных решений в жизни человека. Оно неразрывно связано с обретением социального статуса. Это как бы двуединая задача. Человек может не только выбирать из громадного спектра существующих профессий свою, но он може ...