Социокультурное время
Страница 1

Современные ученые - синергетики связывают революцию в восприятии времени с формированием новой динамичной, нелинейной, циклопричинной парадигмы, определяющей время как «ключ к пониманию природы», как «оператор развития системы», как «индивидуальный фактор существования и динамики органического целого» (И. Пригожин, 1985). www.fiteducation.ru

Прогнозирование всегда предполагает получение результатов во временной перспективе, в будущем, отталкиваясь от результатов прошлого и настоящего. Как показал теоретический анализ, существующие прогностические теории не выделяют время в отдельную категорию (И.В. Бестужев-Лада, К. Шустер, А. Шмидт, Д. Смит, Д. Джонсон, В.А. Лисичкин), что, на наш взгляд, лишает прогнозные методики ряда дополнительных возможностей. Включение в социальное прогнозирование социокультурного времени может позволить взглянуть на прогностику в новом ракурсе, сделать ее наиболее приемлемой к современным требованиям, как науки, так и рынка.

Согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко, интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе территориального, является его собственное социокультурное время. Под социокультурным временем мы подразумеваем не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы.

Социальное пространство и социальное время - характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий. Социальное время и социальное пространство выступают основными категориями социального бытия не только в смысле описания его на духовно-теоретическом уровне; они являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий, т.е. они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности социального процесса. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В новое время, в ходе формирования индустриального общества, осуществляется "переворачивание" этой зависимости: время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей.

Исходя из поставленной проблемы, возможности и перспективы социального прогнозирования информационных кампаний, мы полагаем, что прогнозирование не возможно без учета такой категории как время. Любая кампания строится во временной парадигме и поэтому приходится учитывать ретроспективные, проспективные и перспективные составляющие социокультурного пространства территории на которой осуществляется кампания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Работа
Изменяется даже работа как таковая. Неквалифицированная, по существу, взаимозаменяемая физическая работа приводила в движение экономику Второй Волны. Массовое, в заводском стиле, образование готовило рабочих к рутинному, повторяющемуся тр ...

Опытно-экспериментальное изучение формирования правовой культуры у воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Изучение опыта работы в Центрах помощи детям по формированию правовой культуры
Внедрение передового опыта организации работы по вопросам повышения правовой культуры воспитанников является важнейшей составляющей по повышению правовой культуры, в том числе и правовому обучению. О.В. Заяц в своем труде «Опыт организац ...

Образование, коммуникация, средства массовой информации как социальные институты
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования. В примитивных, первобытных обще ...