Методологические и методические проблемы социального прогнозирования
Страница 1

Информация » Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний » Методологические и методические проблемы социального прогнозирования

Все методы социального прогнозирования основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем. [13,51,54]

Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную перспективу эти тенденции сохранятся без существенных изменений).

Во-вторых, это оценка возможного или желательного в будущем состоянии того или иного явления (прежде всего экспертной оценки).

В-третьих, это моделирование прогнозируемых явлений (понимая в данном случае под моделью всякое условное, упрощенное для удобства исследования, схематическое представление об объекте прогноза - упорядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития событий и т.д. вплоть до строго формализованных математических моделей-уравнений).

Все три способа выделяются условно, ибо образуют органическое единство: любая экстраполяция, логическая или статистическая, представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка это, прежде всего, экстраполяция в том или ином модельном представлении, любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку.

Все методы прогнозирования (а их только в социальном прогнозировании выявлено теоретически или потенциально возможных свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различные комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем.

Несколько методов относятся к общенаучным, например, прогнозирование по аналогии (логическая экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитического или синтетического характера и т.д. Практически в арсенал методов социального прогнозирования, входят все методы социологического исследований изучение документальных источников и литературы, включенное и не включенное наблюдение, опросы населения и экспертов, эксперимент постановочный и эксперимент постфактум, моделирование схематическое и математическое.

Многие методы относятся к меж - или интернаучным, применяемые в ряде научных дисциплин, например методы регрессионного или факторного анализа, очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и других. Некоторые методы являются частнонаучными, т.е. относятся лишь к какой-либо одной научной дисциплине, например, опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др.

Согласно принятой классификации методов прогнозирования (охватывающей методы научно-технического и социально-экономического прогнозирования, без учета специфики агро-, гидрометеорологических и ряда других естественнонаучных прогнозов), все методы по степени формализации делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Последние применяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается никаких существенных, качеств. изменений в его развитии. Во всех остальных случаях, включая качеств. изменения или такую сложность объекта, при к-рой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования.

Интуитивные методы социального прогнозирования делятся на группы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. К первым относятся методы интервью, аналитических докладных записок, написания прогнозного сценария и другие. Ко вторым методы анкетирования, обсуждения комиссией, "мозговых атак" (коллективной генерации идей) и другие. Формализованные методы социального прогнозирования делятся на группы экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опережающей информации. К первым относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания. Ко вторым методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии, матричный метод. К третьим методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. К четвертым методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений, нововведений, анализа патентной или аналогичной ей информации. Имеются и др. разновидности методов всех четырех групп. Кроме того, множество методов является, по сути, разновидностью перечисленных или их дальнейшей конкретизацией.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Демассификация
Постиндустриальное возвышение индивидуальности - оборотная сторона демассификации. Она приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности. В средствах массовой коммуникации она проявляется в росте чис ...

Биологические и социальные характеристики пола
Современная наука о женщине свой анализ начинает с определения понятия пола, который следует рассматривать с биологической и социальной точки зрения. Пол – это единство биологического и социального. Половая принадлежность человеческого ин ...

Характерные черты социальных институтов.
Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей. Раскрывая это понятие, мы фиксируем основные черты, присущие социальным институтам. Во-первых, им ...