Молодое поколение на рынке труда
Страница 1

Главными чертами социальной ситуации в России является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределенность в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие общественные структуры, социальные институты, в которые включена молодежь. Это относится и к системе образования, где каждый год меняется ситуация с платностью обучения и требованиями к знаниям абитуриентов; и к сфере занятости, где положение в течение рассматриваемого периода непрерывно ухудшалось; и в целом к затянувшемуся экономическому и политическому кризису в стране. Размытыми стали ценности и нормы, разнонаправленным – идеологическое воздействие.

Усилению напряжённости на российском молодёжном рынке труда способствовали: трансформационный кризис российской экономики, демографический фактор, переход предприятий в руки частных собственников, ликвидация рабочих мест с менее жёсткими требованиями и создание новых с более жёсткими условиями найма. Существующая система подготовки и переподготовки кадров не отвечала новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодёжи, впервые выходящей на рынок труда, на престижные должности в новых секторах экономики, оставляя для молодых людей рабочие места, не требующие высокой квалификации.

Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодёжи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищёнными на рынке труда.

На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовало законодательство, закрепляющее принцип всеобщей занятости. Приток молодых кадров происходил двумя путями:

- для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство;

- выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет.

Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

Открытый опрос, проведенный в сети Интернет осенью 2004 года, показал, что проблема трудоустройства названа респондентами в качестве самой распространенной среди российской молодежи. Распределение проблем по степени значимости представлены в таблице.

Ухудшение условий вступления молодёжи на рынок труда привело к тому, что молодёжь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. Анализ процессов, происходящих на рынке труда, показывает, что с наибольшими трудностями объективного и субъективного характера молодёжь сталкивается именно в сфере трудовых отношений.

Какую из проблем современной молодежи вы бы назвали самой важной?

Безработица, проблема

с трудоустройством

34

25

Трудности с получением образования

18

17

Материальные проблемы

15

18

Алкоголизм, наркомания

13

11

Жилищно-бытовые проблемы

9

9

Отсутствие внимания к молодежи со стороны государства

4

7

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие стабильности

3

4

Общая негативная оценка современной молодежи

3

4

Отсутствие организованного досуга

3

5

Безделье, незанятость

3

4

Отсутствие цели в жизни

2

3

Проблемы в семье

2

5

Невозможность реализовать себя

2

2

Отсутствие идеалов, бездуховность

2

5

Социально-экономический кризис в стране

2

3

Другое

1

1

Нет проблем

1

2

Нет ответа, ответ не на тему

16

13

0

5

10

15

20

25

30

35

40

Россия

Москва

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Проблемы и профилактика наркомании и алкоголизма в России. Понятие, причины наркомании и ее профилактика
Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Россия по праву входи ...

Современный этап в развитии социологии управления в России
Социология как наука оказывается под запретом на протяжении всего периода культа личности Сталина. Возрождение ее начинается лишь с конца 1950-х гг., в период «хрущевской оттепели». В 1960-х гг. особое внимание уделялось проблемам научно ...

Рекомендации
В целом существует четыре фактора, которые возможно использовать при проектировании ПР-кампании. Этими факторами являются: разобщенность фирм между собой, отсутствие единых стандартов, не эффективность рекламы, клиент нас не понимает. С н ...