Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле
Страница 4

Информация » Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле

«Корзина абсорбции» должна была корректироваться каждые три месяца соответственно росту индекса потребительских цен.

Хотя денежные пособия, «корзина абсорбции», ссуды и другие виды социальной помощи не решают многих кардинальных проблей иммигрантов, они дают поддержку в наиболее трудный период первоначальной адаптации в стране, сопряженный с многочисленными трудностями, наиболее основными среди которых являются проблемы трудоустройства и обеспечения жильем.

Несмотря на то, что в 1995 г. среди репатриантов из стран СНГ были распределены более 5 тыс. единиц государственного жилья, эта проблема оставалась крайне острой. По данным Министерства абсорбции в государственные квартиры в 1995 г. въехало около 15 тыс. человек, а всего с начала массовой иммиграции последнего периода, государственное жилье получили более 23,5 тыс. семей репатриантов (свыше 15% всех приехавших). По мере увеличения числа иммигрантов возрос спрос на съемное жилье и встал вопрос о размере ренты. Многие иммигранты не могли приобрести жилье за сумму, выделяемую по «корзине абсорбции». Практиковалось объединение ссуд двух и более семей для приобретения одной квартиры или дома. Это явление получило распространение, в большей степени, в центральных районах, включая мегаполис Тель-Авива, Хайфы, где в 1990-1991 гг. проживало 50 и 20% новых иммигрантов соответственно. После первого года пребывания в стране перед репатриантом возникало несколько вариантов решения жилищной проблемы: он мог остаться на своей съемной квартире или переехать в другую (в том же районе); мог приобрести жилье с помощью предоставляемой ссуды (которая тем не менее составляла только 50% или менее от стоимости жилья); либо мог взять на льготных условиях в аренду сборный дом в районах, определенных государством или получить государственное жилье в городах развития на юге или севере страны15.

Проблема расселения иммигрантов имеет чрезвычайное значение для адаптации в Израиле, она напрямую связана с решением экономических, социальных проблем и вопросами безопасности. До создания Государства Израиль основным местом расселения иммигрантов служили, в первую очередь, прибрежные районы, но в 50-60-х годах правительство в качестве национальной задачи выдвинуло проблему размещения иммигрантов по всей территории страны. В тот период иммигрантов направляли в так называемые города развития в периферийных районах и в пограничные зоны16. Большинство иммигрантов, подчиняясь правительственной политике и деятельности агентств по расселению, вынуждены были селиться в этих районах.

Демографическая политика правящих кругов вызывала жаркие споры и дискуссии. Противники правительственного курса считали, что «политическая цель территориального расселения противоречит политике социальной и культурной интеграции…, приводя к изоляции новых иммигрантов от социальной жизни Израиля»17. «Расселяя иммигрантов (практически против их воли)в районах с достаточным количеством жилья с целью укрепить пограничные поселения, мы ставим их под удар .»18.

Отстаивая принцип расселения в центральных районах, его сторонники считали, что «осуществлять массовую абсорбцию легче в центре страны, где имеются преимущества в инфраструктуре, предоставлении рабочих мест и городских условий, которые были важны как для иммигрантов 50-х, так и 90-х годов в подавляющем большинстве жителей городов»19.

Проблема расселения иммигрантов постоянно стоит на повестке дня, став особенно актуальной в связи с иммиграцией из бывшего СССР, а затем и СНГ. В связи с этим в конце 1991 г. правительство внесло на обсуждение Национальный комплексный план, представлявший собой крупномасштабную программу, в которой акцент был смещен с проблемы, касающейся только жилья, на проблему «рабочие места – жилье»20.

По схеме, предусмотренной в плане, предполагалось: интенсивное расселение на юге и севере; сокращение расселения иммигрантов во внутренних районах; крайне незначительное расселение в центре. Помимо этих вариантов, были выделены долго- и краткосрочные цели и задачи: первые включали создание инфраструктуры по абсорбции иммигрантов в периферийных районах; вторые – расселение в центральных районах, где имелась инфраструктура, предоставляющая рабочие места21.

В результате усилий правительства в начале 90-х годов половина десятимиллиардного займа, предоставленного Израилю США для абсорбции иммигрантов, была израсходована на строительство 140 тыс. квартир и 25 тыс. сборных домов для обеспечения жильем вновь прибывших22. Однако строительство производилось в отдаленных районах, где отсутствовало достаточное количество рабочих мест и впоследствии (январь 1993 г.) половина квартир оказалась незанятой.

Эта ситуация наглядно продемонстрировала правящим кругам страны необходимость учета в процессе абсорбции специфики иммигрантов из бывшего СССР, для которых в большинстве случаев работа оказалась важнее, чем жилье. По мнению специалистов, проблема трудоустройства имеет принципиальное значение для русскоязычных иммигрантов. Эту ситуацию можно объяснить, с одной стороны, тем, что в советский период у большинства рядовых граждан бывшего СССР жилье было весьма скромным. А с другой – на протяжении многих десятилетий в стране (по крайней мере, официально) не существовало безработицы, и социальный статус человека определяла его профессия. Следовательно, отсутствие работы, по канонам советского периода означало не только отсутствие средств к существованию, но, что было важнее для иммигрантов, отсутствие достойного социального положения в обществе23.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Статистическое изучение миграции населения
Представим небольшую таблицу распределения числа мигрантов по основным потокам передвижения в 2005 - 2007 гг., для этого воспользуемся информацией из приложения А. Таблица 2.18 - Распределение мигрантов в 2005 - 2007 г. Наименование ...

Функции социального управления
Функция (в переводе с латинского означает «деятельность») управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействи ...

Сущность социальных процессов
Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: “Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или “эволюции”, короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение о ...