Формирование культуры молодой семьи: состояние и перспективы
Страница 1

Информация » Социально-культурные технологии формирования культуры семьи » Формирование культуры молодой семьи: состояние и перспективы

В параграфе обозначены типы детоцентрической, демократической и супружеской семьи – по мнению многих ученый культурный тип семьи будущего. Также представлена сегодняшняя модель культуры молодой семьи, представляющая собой совокупность проблем духовно-нравственного характера. В параграфе можно ознакомиться с основными государственными программами дальнейшего развития культуры молодой семьи.

Представления о культурной модели молодой семьи сегодня есть нечто абстрактное. Н. Орлова в своем исследовании утверждает следующее: «Чтобы выявить очертания данной модели, необходимо ответить на основные вопросы: Есть ли сегодня семья? Необходима ли она? Важна ли? Выживет ли? Да и нужно ли ее выживание?» И такой многосложный вопрос автора неслучаен. Все больше вновь созданные семьи отходят от традиционного уклада культуры семейных отношений.

Современную семью известный социолог-демограф А. Г. Вишневский охарактеризовал как «детоцентрическую», потому что с рождением ребенка жизнь семьи не просто меняется, она целиком подчиняется его интересам.[11]

На рубеже XIX-XX веков общество медленно шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.[12] Социальной эмансипации ребенка сопутствовало формирование нового типа семьи – детоцентрическая. Ему присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Равноправие в отношениях мужа и жены приводят к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в браке, не сводима только к прокреации. Это приводит к регулированию сроков и частоты зачатия. Обычай многодетности здесь себя исчерпывает. Социализация приобретает иной смысл. Во-первых, нарушаются горизонтальные отношения (нет брата/сестры), во-вторых, желанный ребенок превращается в объект родительской заботы и стойкой привязанности.[13] Освобождение детей от родителей, женщин от мужчин содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Обозначенная семья именуется супружеской. В этом типе стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальном) и не порождением (как в детоцентрическом типе), а свойство́м. Супружеская семья – своеобразная кооперация, так как в границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.[14]

Но существует еще один тип культуры супружеских отношений, характеризующийся Э. Арутюнянц как демократическая семья. Культура такой семьи основывается на взаимном доверии, принятии и автономности членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных – родителей и ребенка. В культуре такой семейной жизни всегда учитываются интересы ребенка, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности. Вместе с тем, у этих детей возможно отсутствие навыка подчинения социальным требованиям, усвоенное как демократическая свобода, в различных его проявлениях. Этот тип представляет собой пример культуры семьи будущего, что являет собой отнюдь не положительный ее прообраз.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Этические движения
1. Просвещение (Enlightment) - философско-этическое течение, характеризующееся: духом эмпиризма и скептицизма; стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающих из самой природы нео ...

Профессия как социокультурная ценность
Несомненно, что человек, если попытаться обозначить все его потребности через одну, интегрирующую, создает свою индивидуальную выраженность через потребность в самореализации и, занимая в социуме то или иное место, фокусирует свои интерес ...

Особенности влияния политики на межличностные отношения молодежи (Аналитическая часть на примере выбранного эмпирического объекта исследования). Особенности формирования негативного влияние политики
Итак, опросив 50 человек, я проанализировала их ответы с помощью компьютерной программы SPSS(15.0). В этом параграфе я опишу результаты моего исследования. На каждую переменную я составляла по несколько показателей, и для каждого показате ...