Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле
Страница 1

Информация » Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле

Проблема абсорбции иммигрантов в Израиле – многогранная и многоплановая тема, требующая всестороннего комплексного исследования. В данной статье затрагиваются лишь наиболее центральные вопросы адаптации массовой иммиграции в Израиль из бывшего СССР и стран СНГ с конца 1989 г.до середины 1999 г. В рамках данного исследования автор пытается проанализировать: причины иммиграции; узловые проблемы абсорбции и адаптации русскоязычных иммигрантов; показать их место и роль в социально-политической и культурной жизни израильского общества.

На протяжении многих десятилетий до и после создания Государства Израиль, концепция «собирания евреев всего мира» («кибуц галуйот») находится в основе политического и социального развития страны, влияя на все процессы, происходящие в израильском обществе. Суть этой концепции отражена в основных официальных документах Израиля: предоставление каждому еврею права на возвращение в Израиль и автоматическое приобретение израильского гражданства. Право на возвращение было сформулировано в Базельской программе Первого сионистского конгресса (1897 г.) и, позднее, изложено более детально в ст. 6-й Мандата на Палестину, предоставленного Великобритании Лигой Наций в 1922 г. Согласно этому документу, Великобритания брала на себя обязательства поощрять еврейскую иммиграцию, способствовать «прочному поселению евреев», а также должна была «установить такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат создание еврейского национального очага»1.

Впоследствии право евреев на иммиграцию и обязательства Израиля перед иммигрантами неоднократно подчеркивались и закреплялись в различных законодательных актах страны: Декларации независимости (1946 г.), Законе о возвращении (1950 г.) и др.2. Закон о возвращении предоставлял каждому еврею или еврейке, за небольшим исключением (кроме лиц, действия которых направлены против еврейского народа, либо несут опасность здоровью граждан или угрожают безопасности государства) право на иммиграцию в Израиль и предоставление гражданства3. В ст. 1-й Закона о возвращении подчеркивалось: «Каждый еврей или еврейка имеют праве на иммиграцию в Землю Израилеву»4. Впоследствии в поправке к этому закону, сделанной в 1970 г., эта формулировка была расширена, в связи с необходимостью разрешить проблемы иммиграции советских евреев, состоящих в смешанных браках. В поправке давалось определение, что евреем считается человек, родившийся от матери-еврейки или женщины, принявшей иудаизм и не исповедующей другой религии5. В результате право на иммиграцию и равные права в Израиле получили не только приезжающие евреи, но также их супруги, дети, внуки, а также супруги детей и внуков.

Еврейская иммиграция в Палестину, а затем в Израиль может быть разделена на два основных периода: до и после образования Государства Израиль. Внутри каждого из них существовали спады и подъемы. Каждая из иммиграционных волн, имея характерные особенности, вносила свой вклад и придавала новый импульс развитию страны.

В конце 80-х годов Израиль ощутил массовый подъем иммиграции из бывшего СССР, а затем из стран СНГ – самый большой по масштабам начиная с 50-х годов и оказавший огромное влияние на все аспекты развития израильского общества. По данным Центрального статистического бюро Израиля: с 1989 по 1999 г. в рамках Закона о возвращении в Израиль прибыло 903,1 тыс. репатриантов, в том числе 771,5 тыс. человек из бывшего СССР/СНГ. Наибольшее число иммигрантов приехало с 1989 по 1995 г. – 710 тыс. человек, в том числе из бывшего СССР/СНГ – 609,9 тыс. человек (подавляющее большинство), что увеличило численность населения страны примерно на 13 %.

В течение 1989-1996 гг., несмотря на массовый поток иммигрантов, происходили колебания в динамике численности олим. Так, например, после наибольшего притока иммигрантов в 1990 г. отмечалось некоторое снижение числа приехавших и, в первую очередь, из России, что отчасти определялось изменением экономической и политической ситуации, возрождением еврейских культурных традиций, образования, языка, литературы и т. д. По данным таблицыпрослеживается география иммиграции по республикам бывшего СССР и стран СНГ, а также наблюдается снижение числа иммигрантов из России после 1991 г. и постепенный рост репатриантов из Украины. В последующие годы характерно стабильное нарастание потока иммигрантов из Украины (в 1995 г.) – 36%, из России – 24%; в 1996 г. – соответственно 40,3 и 28,3%.

Для алии 1995-1996 гг. характерно увеличение иммигрантов из периферийных, а не столичных городов. Снизилось число иммигрантов из Москвы (где проживает самая крупная еврейская община – около 200 тыс. человек) – в 1995 г. 1872 иммигранта; из Санкт Петербурга (община 120 тыс. человек) – 1348. Аналогичная ситуация сложилась в этот период в Украине – сокращение на 23% иммиграции из крупных городов (Киева, Одессы) и ряда других и одновременно рост на 14% иммиграции из периферийный городов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Основные стороны учения Мертона
Другим представителем структурного функционализма является Р. Мертон (1910-2003). Главную суть своего подхода он выразил понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечиваетс ...

Методика социальной работы с семьей группы риска
Ниже данная методика приведена как пример работы специалиста с семьей Михайловых. План аналитической и интерпретационной работы с историей семьей Михайловых: 1. Схематическое изображение общей картины семейного случая. 2. Анализ семейн ...

Формальные и неформальные лидеры в группе. Групповые нормы, ценности
Неформальный лидер - тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор. С одной стороны, навык неформального лид ...