Социальная защита и социальная работа
Страница 1

Система социальной защиты населения начинает складываться как социальный институт, характеризующийся совокупностью принципов, социальных норм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей. Ее становление и развитие обусловлено экономическими, политическими, идеологическими, нравственно-психологическими факторами, сложившимися в обществе и определяющими ее содержание, направленность, формы и методы.

Система социальной защиты населения складывается как многоукладная структура, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных и экономических проблем их функционирование пока не является полным.

Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения в настоящее время — это пенсионное обеспечение; назначение пособий и льгот особо нуждающимся категориям населения; социальное страхование; социальное обслуживание.

Формирующийся целостный самостоятельный социальный институт имеет свои особенности, связанные со спецификой организационно-правовых форм данного института.

Понятно, что технологии пенсионного обслуживания существенно отличаются от технологий социального страхования, выплат пособий и льгот и тем более от оказания социальных услуг и помощи.

Социальная работа, осуществляемая в рамках института социальной защиты:

является многофункциональной. Если еще в начале 90-х гг. ведущее место занимали функции социально-бытового характера, то в настоящее время — такие функции, как: активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы) в продолжении трудовой жизненной ситуации;

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов помощи);

организаторская (координация деятельности государственных и негосударственных учреждений, участие в формировании и реализации социальной политики, развитие сети учреждений социального обслуживания и использование в их работе новых приемов и способов деятельности); профилактическая (приведение в действие различных механизмов (юридических, медицинских, психологических, педагогических и др. с целью предупреждения и преодоления негативных явлений, организации помощи нуждающимся);

социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, коммуникативная и др. Появление новых функций, обновление старых — это приведение форм, методов, технологий социальной работы в соответствие новым требованиям, предъявляемыми ей как профессиональному виду деятельности, направленному на развитие способностей людей самостоятельно разрешать жизненные ситуации, используя потенциал внутренних сил; на обеспечение связи людей с системами, которые представляют ресурсы, услуги для преодоления возникших проблем; на использование эффективных и гуманных средств решения проблем;

отличается более выраженным, чем социальная работа в других отраслях социальной сферы, сочетанием профессионального и непрофессионального видов деятельности, т.е. наряду с профессиональными специалистами здесь трудится большой отряд добровольцев, многие из которых имеют высшее и среднее образование, но по другим специальностям, или окончили курсы подготовки социальных работников. Успех социальной работы в этой сфере во многом будет зависеть от овладения всеми сотрудниками системой знаний в области теории и технологии социальной работы, другими дисциплинами, умениями и навыками применять их на практике, от освоения современных технологий;

отличается технологичностью и многоплановостью, проявляющимися на всех структурных уровнях, — микро-, мезо-и макроуровне. В условиях нарастания социальных проблем и ограничения социальных ресурсов эффективность воздействия в решающей степени определяется умением правильно использовать комплекс приемов, методов, способов воздействия на клиента. Добиваясь изменений в его социальной ситуации, социальный работник, как правило, проводит психологическую коррекцию, оказывает социально-бытовую и медико-социальную помощь, юридическую или социально-психологическую консультацию и т.д. Известно, что жизненные ситуации и проблемы клиента специфичны на различных уровнях. На микроуровне жизненная ситуация складывается под воздействием непосредственного социального окружения. Обеспечить социальную защиту своего клиента социальный работник может лишь хорошо владея методами индивидуальной работы с людьми. На мезоуровне клиент взаимодействует с другими людьми и малыми группами внутри социума (семья, коллектив, группа сверстников). В этом случае социальный работник должен хорошо владеть методами и технологиями работы с группой. На макроуровне клиент взаимодействует с большими организациями, системами и группами, сталкивается с крупными социальными проблемами, которые ему трудно решить одному, поэтому социальный работник должен помочь найти оптимальные пути решения проблем.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме: