Экстремизм в молодежной среде
Страница 3

Информация » Экстремизм в молодежной среде

Однако, с учетом того, насколько широко распространена социальная и политическая несправедливость, затрагивающая большое число людей, которые при этом не становятся экстремистами, необходимо ввести дополнительные факторы для объяснения условий, при которых фрустрация выливается в экстремистскую деятельность. Анцупов предлагает модель, основанную на взаимодействии разных причин, он утверждает, что экстремизм – это одновременно функция ситуационных и индивидуальных факторов: «истоком в большинстве случаев являлось широко распространенное движение социального протеста. Стычки с властями зачастую ожесточенного характера, и неуспех попыток вызвать народную реакцию привели к расставанию с иллюзиями и деградации движения . Осколки движения оформились в небольшие подпольные группировки, сохранившие мало контактов с внешним миром и яркую внутригрупповую преданность и сплоченность. Эти обстоятельства повысили статус агрессивных индивидов до лидерских позиций и позволили им ввести акты агрессии и насилия в качестве излюбленного образа действия».

В дальнейшем анализе он стал заниматься исследованием более конкретных установок патриотизма и экстремизма. В то время как патриотизм связан с чувством гордости за свою национальную принадлежность, национализм связан с чувством национального превосходства и власти над другими нациями. Анцупов утверждает, что национализм теснее, чем патриотизм связан с одобрительным отношением к вооруженной агрессии и описывает исследование, в котором подтвердилось функциональное различие этих двух типов установок. Испытуемым (молодым людям от 15 до 28 лет) давали послушать военную музыку (военные марши) либо патриотическую музыку (государственный гимн России), и затем исследовали влияние музыки на уровень патриотизма и национализма. Оказалось, что военная музыка способствует усиления национализма, но не патриотизма, тогда как патриотическая музыка оказывает противоположное действие. Анцупов делает вывод о том, что «существует возможность сохранить и даже укрепить патриотическую привязанность к одной нации, одновременно способствуя антиксенофобским установкам, снижающим вероятность появления агрессии». Он проводит различия между «слепым» и «конструктивным» патриотизмом. Первый обозначает неумеренное самоотождествление и некритическое принятие собственной нации, тогда как последний касается более критичного отношения, сочетающего в себе позитивную оценку своей нации с общей заботой о гуманитарных ценностях.

В результате он пришел к выводу, что индивиды, для которых в высокой степени характерен слепой патриотизм, в то время как в отношении конструктивного патриотизма такой связи получено не было.

Чувство национального превосходства также рассматривается как фактор, способствующий всплескам агрессии и экстремизма, наряду с тремя культурными предпосылками, ведущими к развитию агрессии против других наций:

1) возникновение идеологии антагонизма, вызванное изначальным разделением «своя», «чужая» группа, что затем приводит к тому, что внешней группе приписываются крайне негативные, часто основанные на стереотипных представлениях черты.

2) идеология национальной безопасности, в которой непрерывная оценка опасности противника и приспособление к ней заменяется безоговорочной целью любой ценой господствовать над ним.

3) видение мира в свете питаемых войной ценностей, таких как товарищество, преданность национальная гордость или достойная цель.

В проведенном анализе упор делается на психологических механизмах, задействованных в насилии на психологической почве. И действительно межэтнические конфликты имею глубинную психологическую основу, и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности, памяти и восприятия справедливости. В то же время верно и то, что на проявление экстремизма сильнее чем на другие виды агрессии влияют факторы не психологического характера, исторические и материальные масштабы конфликта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Западноевропейская социология XIX—начала XX века
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798—1857). В главных своих сочинениях— «Курс позитивной философии» (Т. 1—6, 1830—1842) и «Система пози­т ...

Основные проблемы рабочего движения
1. Неготовность заводских профсоюзов брать на себя власть по принятию тех или иных экономических решений на своем предприятии; 2. Низкий уровень социально-экономической и юридической образованности профсоюзных активистов. Сегодня существ ...

Индустриальное общество
Начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией, стартовавшей, как известно, в Англии (конец ХVIII в.), затем перекинувшейся на Францию, Германию и другие страны. Это был переход от ручного труда к машинному производ ...