Теоретическая социология США XX века
Страница 1

Начало формирования американской социологии относится к концу XIX – началу XX вв. Ее первыми представителями являются создатели психологического эволюционизма (одной из ветвей психологического направления в социологии) Л. Уорд (1841 – 1913) и Ф. Гиддингс (1855-1931). Гиддингс создал одну из первых социологических кафедр в США – в Колумбийском университете в 1894 году. Уорд стал основателем и первым президентом Американского социологического общества в 1906 – 1908 гг.

В американской социологии, в отличие от европейской, эмпирическое направление развивалось значительно быстрее и плодотворнее, чем теоретическое. Однако теоретическая социология США 1920-х – середины 1930-х гг. представлена такими именами, как Р. Парк, Т. Б. Веблен, Дж. Г. Мид.

Р. Парк (1864 – 1944) является одним из основателей чикагской школы и автором социально-экологической теории. Социология, по его мнению, изучает образцы коллективного поведения, формирующегося в ходе эволюции общества как организма и глубоко биологического феномена. Социальная эволюция у Парка проходит четыре стадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются пространственные, экономические, политические и моральные социальные связи, и общество достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и согласия». Здесь вступает в силу формула «общество как взаимодействие». Если на макроуровне «биотические» силы (совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов) проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне «биотическая» природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции. Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок общества. Экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности организацию контроля посредством согласия (экономических законов, права, нравов, обычаев).

Таким образом, общество выражает себя в контроле и согласии, а социальное изменение связано, прежде всего, с изменением моральных норм, индивидуальных установок, состояния создания, человеческой природы в целом. Эти изменения Парк связывает с физической (пространственной) и социальной мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса индивида стали у Парка предметом теории социальной дистанции.

Т.Б. Веблен (1857-1929) сочетал в своих исследованиях анализ настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников. В центре внимания Веблена было американское общество начала XX века, представавшее в комплексе «прошлого-настоящего-будущего». Согласно Веблену, социальное развитие – это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. Он выделял две стадии исторического развития:

1) доисторические времена первобытного общества;

2) исторические времена «грабительского общества», включающего эпоху варварства (непосредственного военного насилия) и эпоху денежного общества (насилия, опосредованного товарно-денежными отношениями).

Эпоха «денежного общества» включает две ступени: ремесленную и машинную. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались, и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых главными (для всех времен) являются родительский инстинкт, инстинкт мастерства и «праздного любопытства» (познания). Времена машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами «денежной конкуренции» и «показного потребления». По мнению Веблена, двигателем общественного развития является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает и влечет за собой развитие и смену социальных институтов и норм социальной жизни. Роль авангарда выполняет технократия – все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники и роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов. Технократы обладают достаточными знаниями и умением, чтобы приводить отстающие в своем развитии институциональные нормы в соответствие с новейшими технологическими изменениями. Носителями технократического сознания являются инженеры и технические специалисты, обладающие реальной производственной властью, но лишенные власти политической.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Психологические особенности людей из малообеспеченных семей
В вопросах социальной работы семья редко идет на контакты с представителями государства и общества за исключением случаев, обоснованных законодательством, или же если предлагаемая помощь носит материальный характер (пособия, выплаты и т.п ...

Профессиональный выбор молодежи
Начать взрослую самостоятельную жизнь с пособия по безработице – вряд ли об этом мечтают нынешние студенты высших учебных заведений России. По официальной статистике, 90% выпускников школ получают высшее образование. Эта же статистика гла ...

Словарь
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нра ...