Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков
Страница 2

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков » Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков

Классификация стилей семейного воспитания (Короленко У.П)

Стиль

Воспитания

Тип

Позиции

Способ

поведения

с ребенком

ru.musictext.net

Характерные

словесные

выражения

Влияние на

развитие

ребенка

Демокра-

тический

принятие и

Любовь

нежность и

занятия с

ребенком

Он центр

интересов

чувство

безопасности

нормальное

развитие

Гипоопека

Явное

отвержение

Невниматель-ность

жестокость

избегание

контактов

ненавижу этого

ребенка

не буду о нем

заботиться

агрессивность

преступность

эмоциональная

Авторитарный

излишняя

требователь-ность

критика

отсутствие

похвал

придирчи-вость

не хочу ребенка

такого какой он есть

фрустрация

неуверенность в

себе

Гиперопека

чрезмерная

Чрезмерные

все сделаю для

Инфатилизм

Опека

поблажки или ограничение свободы

ребенка

неспособность к самостоятельности

- гиперопека - преувеличенная, мелочная забота о детях;

- предъявление непомерных требований - от ребенка требуют очень многого: порядка, выполнения дисциплины, выполнения своих обязанностей и так далее;

- школа, класс с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями - учителя, склонные к неожиданным изменениям настроения;

- гипоопека - недостаточное внимание к детям;

Предложенные этими авторами классификации нас не вполне удовлетворяют. Не выделены четко критерии, по которым они выделяют те или иные стили руководства, воспитания. Большинство описанных ими стилей скорее можно определить как типичные ошибки руководства или воспитания, которые могут допускаться в рамках любого стиля.

На основании вышеизложенного, мы предлагаем рассматривать стиль руководства, воспитания как сочетание двух критериев:

а) контроль над ребенком;

б) эмоциональное отношение к ребенку со стороны взрослых. Воспитание - это одна из форм межличностного общения, а точнее -общение между педагогами и учениками. Воспитание других людей и поддержание между ними различных отношений для любого человека сопряжено с оцениванием других и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. В отношениях между родителями и ребенком также можно выделить оценку и в связи с ней определенное эмоциональное отношение. В своей классификации мы будем использовать такие показатели эмоционального отношения как позитивное и негативное отношение к ребенку, так как эмоциональные отношения почти всегда можно выразить в терминах «симпатии-антипатии».

С этих же позиций мы рассматриваем и контроль за ребенком в школе, а точнее мы предлагаем в качестве критерия «сильный контроль» и «недостаточный контроль». Мы выбрали именно эти критерии, так как считаем, что воспитание или выбор воспитательных мер, качество контроль над ребенком, его жесткость или мягкость во многом определяются не только убеждениями педагогов, но и их чувствами по отношению к ребенку.

Контроль в воспитании также важен, как и отношение к ребенку, так как он реализуется в процессе социализации и является необходимым ее инструментом. Контроль над ребенком является одним из условий формирования самосознания личности. Условно мы разделяем контроль на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Динамика развития семьи, основные тенденции
За последние десятилетия семья претерпела изменения, по которым можно определить и с уверенностью заявить, что институт семьи переживает трансформацию. Проследить ее ход можно по нескольким критериям. С точки зрения изменения демографиче ...

Молодое поколение на рынке труда
Главными чертами социальной ситуации в России является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределенность в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие общественные структуры, социальные институты, в котор ...

Современный этап в развитии социологии управления
Рассматривая процесс возникновения и развития социологии управления, можно выделить несколько этапов. Первый правильнее назвать досоциологическим. В его рамках развитие идей управления может быть доведено вплоть до зарождения социологии к ...