Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков
Страница 2

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков » Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков

Классификация стилей семейного воспитания (Короленко У.П)

Стиль

Воспитания

Тип

Позиции

Способ

поведения

с ребенком

Характерные

словесные

выражения

Влияние на

развитие

ребенка

Демокра-

тический

принятие и

Любовь

нежность и

занятия с

ребенком

Он центр

интересов

чувство

безопасности

нормальное

развитие

Гипоопека

Явное

отвержение

Невниматель-ность

жестокость

избегание

контактов

ненавижу этого

ребенка

не буду о нем

заботиться

агрессивность

преступность

эмоциональная

Авторитарный

излишняя

требователь-ность

критика

отсутствие

похвал

придирчи-вость

не хочу ребенка

такого какой он есть

фрустрация

неуверенность в

себе

Гиперопека

чрезмерная

Чрезмерные

все сделаю для

Инфатилизм

Опека

поблажки или ограничение свободы

ребенка

неспособность к самостоятельности

- гиперопека - преувеличенная, мелочная забота о детях;

- предъявление непомерных требований - от ребенка требуют очень многого: порядка, выполнения дисциплины, выполнения своих обязанностей и так далее;

- школа, класс с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями - учителя, склонные к неожиданным изменениям настроения;

- гипоопека - недостаточное внимание к детям;

Предложенные этими авторами классификации нас не вполне удовлетворяют. Не выделены четко критерии, по которым они выделяют те или иные стили руководства, воспитания. Большинство описанных ими стилей скорее можно определить как типичные ошибки руководства или воспитания, которые могут допускаться в рамках любого стиля.

На основании вышеизложенного, мы предлагаем рассматривать стиль руководства, воспитания как сочетание двух критериев:

а) контроль над ребенком;

б) эмоциональное отношение к ребенку со стороны взрослых. Воспитание - это одна из форм межличностного общения, а точнее -общение между педагогами и учениками. Воспитание других людей и поддержание между ними различных отношений для любого человека сопряжено с оцениванием других и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. В отношениях между родителями и ребенком также можно выделить оценку и в связи с ней определенное эмоциональное отношение. В своей классификации мы будем использовать такие показатели эмоционального отношения как позитивное и негативное отношение к ребенку, так как эмоциональные отношения почти всегда можно выразить в терминах «симпатии-антипатии».

С этих же позиций мы рассматриваем и контроль за ребенком в школе, а точнее мы предлагаем в качестве критерия «сильный контроль» и «недостаточный контроль». Мы выбрали именно эти критерии, так как считаем, что воспитание или выбор воспитательных мер, качество контроль над ребенком, его жесткость или мягкость во многом определяются не только убеждениями педагогов, но и их чувствами по отношению к ребенку.

Контроль в воспитании также важен, как и отношение к ребенку, так как он реализуется в процессе социализации и является необходимым ее инструментом. Контроль над ребенком является одним из условий формирования самосознания личности. Условно мы разделяем контроль на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Суицид
Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Существует связь суицидного поведения с др ...

Государственная поддержка учителей
Как показывает проведенное нами исследование профессия учителя для многих респондентов оказалась непрестижной и маловостребованной, хотя многие осознают важность роли педагога в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сейчас молоды ...

Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. К этому явлению нельзя привыкнуть, но с ним приходиться мириться. Намного сложнее спокойно относиться к тому, что с каждым годом при живых родителях становится все больше сирот, та ...