Основные понятия системного подходаСтраница 1
Системный подход, как метод исследования в первую очередь, характеризуется тем, что предполагает рассмотрение объекта исследования как системы. Понятие система, в связи с этим, является ключевым при рассмотрении этого метода.
Система – это совокупность элементов, объединённых в единое целое, каким-либо образом ограниченное от среды, и структура связей между этими элементами.
В качестве системы может быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделить части, находящиеся во взаимодействии.
При рассмотрении понятия системы упоминается понятие элемент. Элемент можно назвать структурной единицей системы, своего рода, узлом замыкания связей.
Элемент – неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учёта в пределах модели данной системы его внутреннего строения[1].
Связи представляют собой некоторые постоянные структурные взаимодействия между элементами. Связи обеспечивают процесс обмена информацией или энергией в системе и, подтверждая своё название, связывают разрозненные элементы системы в единое целое.
Совокупность связей между элементам создаёт структуру системы, - устойчивую конфигурацию, - упорядоченность и характер взаимодействий элементов.
Таким образом, формируется целостность системы – такое состояние, при котором элементы находятся в постоянном взаимодействии, и изменение состояния одного элемента, через системные связи передаётся другим, то есть система реагирует на воздействие целиком. Кроме того, целостность системы предполагает наличие в системе своего собственного источника развития, то есть некоторой самостоятельности, или, иначе говоря, субъективности.
Сами элементы системы, также, могут рассматриваться как системы или подсистемы в зависимости от целей исследования. В принципе рассматривая какую-либо систему, принимая её за точку отсчёта – начальный иерархический уровень, - мы можем сколько угодно расширять границы системы, а точнее переходить к рассмотрению все более крупных система, в которых предыдущие являются подсистемами, или вовсе элементами. Так же мы можем двигаться и в другую сторону, представляя элементы системы как подсистемы, подвергая их анализу.
Таким образом, можно сказать, что границы системы определяются исключительно позицией исследователя и целями исследования. А определение границ системы это условное разделение мира на две части, одна из которых называется системой, а вторая средой.
Для систем характерно проявление свойства эмерджментности, суть которого в том, что объединённые в систему элементы, в результате взаимодействия начинают проявлять свойства, не имевшиеся у них по отдельности, или иначе говоря, система проявляет свойства, которыми не обладают элементы системы сами по себе.
Системный подход это, именно, методологический подход к исследованию. Любое исследование это построение некоторой субъективной модели объективного явления или объекта; при системном подходе объект исследования моделируется как система. При этом прочие общенаучные методы, например, такие как синтез и анализ, дедукция и индукция могут выступать как средства.
Применении системного подхода к исследованию основано на определённых принципах.
Принцип фиксирования целостности системы предполагает рассмотрение системы как целого, состоящего из элементов. Система состоит из частей, а не делится на части. При этом сама система, при определённом рассмотрении, может выступать как целое и неделимое.
Определяющими характеристиками системы являются её элементы и структура связей и отношений между ними, следовательно, изучить систему это изучить эти самые составляющие её элементы и их связи.
Следующий принцип исследования системы состоит в выявлении источников развития системы. Сложным системам свойственно развитие и изменение под воздействием внешних факторов, что может являться адаптацией системы к среде. Также системе свойственно воспроизводство своих структуры и функций. Выявление источников развития это определение субъектов формирующих управляющее воздействие на систему и определение природы воздействия. А также механизма формирования реакции системы.
Как уже говорилось, суть системного подхода состоит в том, что исследуемый объект рассматривается как система. При рассмотрении системы, прежде всего, осуществляется сбор информации о ней, формулируются цели исследования. Как правило, имеется одна или несколько основных целей, которые задают характер и направление исследования. Прочие же цели являются сопутствующими и обуславливающими достижение первичной цели. Формируется, так называемое, «дерево целей» отражающее структуру, порядок вложенности и субординации целей, место и роль каждой цели в процессе достижения главной.
Статьи по теме:
Социально-территориальные общности. Проблемы социологии города
К. Поппер относил к поселенческим общностям и городские, и сельские общности. Социальные проблемы этих общностей разнообразны. Между людьми, проживающими в разных типах населенных пунктов (прежде всего в городе или селе) существуют весьма ...
Социальные опасности и их характеристики
Социальные опасности
– это действия одних классов, групп, слоев, личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других. А также лишение их жизненно важных условий и объектов, причинение ущерба, ведущего к физич ...
Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием
отрицательных условий
При нарушениях процесса социализации, обусловленных неблагоприятными факторами. Среды, из-за невозможности удовлетворения потребностей ребенка, у детей и подростков могут возникать самые различные формы отклоняющегося поведения.
Когда мы ...