Стили педагогического руководства в процессе социализации подростковСтраница 3
Таким образом, мы выделили четыре основных стиля руководства, воспитания. Один из них положительно влияет на. социализацию, а три других - отрицательно:
демократический стиль - эмоциональное отношение к ребенку (любовь и принятие) и разумный контроль (ребенку задаются определенные рамки его поведения и в пределах этих рамок ему предоставляется полная свобода);
авторитарный стиль - эмоциональное отношение характеризуется как негативное в сочетании с чрезмерным контролем;
гиперопека - демонстрируется любовь к ребенку в сочетании с сильным контролем;
гипоопека - нелюбовь к ребенку и отсутствие контроля.
Рассмотрим, в чем заключается особенность каждого стиля и к каким последствиям приводит их применение.
Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется излишним применением контроля к ребенку и недостаточным проявлением теплых эмоциональных отношений. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в школе, как правило, выражается стремлением учителей:
а) во всем контролировать детей, проверяя каждый шаг;
б) следить за их попытками сделать что-либо по своему;
в) ограничивать активность и самостоятельность;
г) предписывать образ действий;
д) часто запрещать;
е) ругать за малейшие промахи и недостатки;
ж) прибегать к различным санкциям [40].
Поведение учителей, применяющих этот стиль не содержит в себе готовности принять ребенка, помочь ему или убедить в чем-то. В результате у ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а это ведет к убежденности в своей мало ценности и ненужности. У ребенка, воспитывающегося в таких условиях формируется неопределенная Я - концепция и ее негативная направленность. Усугубляет ситуацию еще и то, что этот стиль характеризуется тем, что учителя чаще применяют наказания, чем поощрения. Поэтому любая новая ситуация ассоциируется у ребенка с возможностью наказания, что сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. Еще одним негативным последствием этого стиля воспитания является то, что ребенок, испытывая негативные чувства к себе, переносит их на других людей.
Гиперопека или позиция чрезмерного оберегания является по мнению многих авторов, и но нашему мнению, одной из худших. Роберт Байярд утверждает, что «она основана на ряде предположений, унижающих достоинство детей и учителей, оказывает и на тех и на других пагубное воздействие» [5].
В случае использования этого стиля воспитания ребенок воспринимается как беспомощное существо, которое не способно жить самостоятельно и нуждается в педагогическом руководстве.
Раттер указывает на то, что «гиперопека - это, как правило, избыточный контакт с ребенком, слишком длительный уход за ним как за «маленьким» и подавление независимого поведения. Избыточный контакт может носить как физический, так и социальный характер» [38],
Ле Шан определяет гиперопеку, как «стремление взрослых подавить потребность ребенка расти и экспериментировать» [28].
Она видит две причины в использовании взрослыми гиперопеки:
- взрослые используют ребенка для выполнения поручений, носящих личностную значимость;
- гиперопека скрывает враждебность по отношению к ребенку.
К этому перечню причин гиперопеки можно добавить еще и следующие:
· беспокойство, обусловленное школьной ситуацией и тревожно-
· мнительными чертами характера;
· боязнь несчастья с ребенком;
· страх одиночества;
· потребность в признании;
· доминирование в отношениях;
· необщительность;
· невротизм.
Мы определяем гиперопеку как сочетание чрезмерного контроля и демонстрации любви к ребенку. Мы говорим «демонстрация любви», так как гиперопека может быть действительно вызвана сильным вниманием к ребенку и боязнью его потерять (уйдет в другую школу), а может быть и так, что учителя на самом деле не любят своего ученика, но из-за чувства вины «изображают» или «демонстрируют» большую любовь к нему через гиперопеку. Последствия гиперопеки бывают самые разнообразные и тяжелые. Как правило, у ребенка запаздывает социальная зрелость, возникает зависимость от взрослых, пассивность, отсутствие инициативы, податливость. Может сформироваться поведение типа «избалованное дитя», которое влечет чрезмерную самоуверенность и высокое мнение о своей личности, заносчивость, дерзость с одной стороны, а с другой стороны, беспокойство, постоянное чувство тревоги, вплоть до психического заболевания. Может быть и так, что у ребенка формируется низкая самооценка плюс зависимость от взрослых, что приводит к тому, что человек, достигая взрослости, оказывается совершенно не готовым к самостоятельной жизни. Все дети воспитываемые в условиях гиперопеки, имеют трудности в общении с другими детьми, медленно адаптируются к новому и с трудом привыкают к школе.
Статьи по теме:
Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле
Проблема абсорбции иммигрантов в Израиле – многогранная и многоплановая тема, требующая всестороннего комплексного исследования. В данной статье затрагиваются лишь наиболее центральные вопросы адаптации массовой иммиграции в Израиль из бы ...
Финансовые основы пенсионной системы России
Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).
Бюджет ПФР должен быть сбалан ...
Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
Происхождение механизма идентификации. Элементарною идентификацию - уподобление - мы можем найти в любом сообществе стадных (стайных) животных. Во-первых, детеныши имитируют действия, формы поведения взрослых особей. Среди приматов мы наб ...