Конституция и законодательство Российской Федерации о правах человека и свободе
вероисповеданияСтраница 2
Конституционному праву отведена главная роль в определении взаимодействия внутреннего и международного права. Конституционное право определяет полномочия государственных органов на участие в создании и осуществлении международных норм. Международное право закрепляет принцип уважения к установленному конституцией порядку. Вместе с тем оно определяет, что государство не может ссылаться на конституцию для оправдания невыполнения обязательств по международному праву.
Конституция России создавалась как основной закон правового государства, неотъемлемым качеством которого является уважение международного права. В Федеральном конституционном законе "О международных договорах Российской Федерации" подчеркивается: "Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств".
В России созданы конституционные гарантии осуществления норм международного права. Соответствующие положения включены в главу Конституции, излагающую основы конституционного строя, и могут быть изменены только в особом порядке (ч. 1 ст. 16).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" конкретизировало приведенные положения. В Постановлении указано, что эти принципы и договоры "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".
Будучи участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Россия признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов.
Статья 15 Конституции РФ воспроизводит правило, известное другим государствам: международное право - часть права страны. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц. Будучи элементом национальной правовой системы, такая норма осуществляется в соответствии с целями и принципами системы и в установленном ею процессуальном порядке.
Это принципиальное положение определено Конституцией России, где сказано, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией" (ч. 1 ст. 17). Конституционный Суд РФ не раз указывал, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, "являющимся частью ее правовой системы, и в соответствии с Конституцией РФ".
Парламентская Ассамблея Совета Европы в резолюция 1455 (2005) о выполнении Российской Федерацией своих обязательств (Страсбург, 22 июня 2005 года) подтверждает:
1. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. При вступлении она приняла на себя обязательства общего характера в соответствии с Уставом Совета Европы, а именно в отношении соблюдения норм плюралистической демократии, принципа верховенства закона, прав человека и основных свобод для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией. Российская Федерация также согласилась обеспечить в установленные сроки соблюдение ряда конкретных обязательств, перечисленных в Заключении N 193 (1996) Ассамблеи.
2. За последние 15 лет в Российской Федерации произошли кардинальные перемены. В последнем докладе по результатам мониторинга и Резолюции 1277 (2002), принятой Ассамблеей в апреле 2002 года, приветствуются бесспорные достижения России в области верховенства закона и демократии, а также значительные усилия по выполнению принятых обязательств, предпринятые ею с момента вступления в Организацию.
И рекомендует:
13. В том, что касается верховенства закона и соблюдения прав человека, Ассамблея призывает российские власти принять следующие меры:
vii) гарантировать недопущение любых видов дискриминации в правовой, административной и финансовой областях в отношении так называемых нетрадиционных конфессий, и привести Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие со стандартами Совета Европы;
Статьи по теме:
Прогнозирование социальных процессов. Теоретико-методологические
аспекты
Прогнозирование это поиск, путь от незнания к знанию, предвидение того, что на сегодня отсутствует, но что может быть. Способность представить будущее, мощное оружие. Оно расширяет право выбора: маневрирование, нахождение оптимальных вари ...
Девиация у подростков
Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.
Специфичность воздействия социальных ...
Новшества
Американские фирмы сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны экономик Японии и Европы, полностью оправившихся со времен Второй Мировой войны. Чтобы конкурировать, нужны постоянные новшества - новые идеи товаров, технологии, производс ...