Современные деструктивные культы и тоталитарные секты. Нормы российского права в области регулирования религиозных отношений

Информация » Современные деструктивные культы и тоталитарные секты. Нормы российского права в области регулирования религиозных отношений

Замечательный немецкий поэт Райнер Мария Рильке как-то сказал о России, что в то время как остальные страны граничат друг с другом, она граничит с Богом. У российских границ, продолжил он, есть еще одно странное свойство; многое из того, что их пересекает, превращается в камень. Возможно, камень этот - драгоценный, но, тем не менее, для еды оннепригоден. Эти слова можно отнести и к концепции свободы совести. Безусловно, она является неотъемлемым элементом демократического общества. Но тот закон о свободе совести, который сегодня действует в России, годится лишь для страны с высоким уровнем религиозной информированности. Уровень религиозной информированности в нашей стране увы, пока можно назвать катастрофически низким. И на этом фоне существующий закон дает свободу действий группам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан.

Начнем с нарушения права на информацию. Если группа считает, что при вербовке можно скрывать от потенциальных новых членов часть правды о себе, а то и напрямую лгать им, то она нарушает конституционное право человека на свободу получения информации. А без свободы информации никто не может сделать свободный выбор. По закону даже на консервных банках должно быть написано их содержимое. Почему же позволяется деятельность организаций, которые, путем сложных психологических манипуляций, замешанных на обмане и гипнозе, принуждают человека предать им самого себя? Законом преследуются плуты и мошенники, входящие в доверие к человеку и выманивающие у него деньги и ценности. Почему же остаются безнаказанными группы, отбирающие у человека не только материальные ценности, (кстати, без этого в сектах никогда не обходится), но и его собственную личность? Конфессиональная анонимность в данном случае неприемлема. Члены любой религиозной организации, проповедующие ее учение, обязаны с самого начала излагать его честно, без прикрас и умолчаний, более того - обязаны разъяснить, какое место занимает их группа в пестрой палитре религиозных организаций. Недопустимо и противоправно самоотождествление "новых" сект с традиционными мировыми религиями. Группа, практикующая тайную доктрину и разные степени посвящения в учение, в принципе не подпадает под нормы, принятые в демократическом обществе, ибо человек, которого приглашают в нее вступить, заведомо не получает полной информации о той организации, членом которой он становится. К тому же старая народная мудрость учит, что правилам вступления должны соответствовать права свободного выхода. А разные степени истины; для внешних, для внутренних, для еще более внутренних и так без конца, - это приблизительно то же самое, что и пресловутые разные степени свежести для осетрины. Если группа, прикрываясь правом на свободы совести, ежедневно нарушает гражданские и человеческие права своих членов, она не должна свободно функционировать в демократическом обществе. Закон должен предусматривать равную защиту свободы граждан. И отдельные граждане и общество в целом имеют право быть свободными от навязчивого влияния тоталитарных сект с их заведомо недобросовестной рекламой.

Доктрина сект включает в себя идеи, ранее осужденные Церковью и обществом. Это учения, отрицающие Святую Троицу, богочеловеческую сторону во Христе, отвергающие бессмертие души, вечность адских мучений, церковные таинства, иерархию. Некоторые секты пересматривают состав Священного Писания или предпринимают новый перевод в соответствии со своим учением.

Но, несмотря на множество сект они по существу своему сходны с ранее известными ересями, можно заметить своего рода преемство и еретическое предание, восходящее в отдельных случаях к апостольскому времени. Это предание не всегда бывает исторически непрерывным, но всегда есть связь идей. При этом секты представляют собой нечто своеобразное, образовавшееся в ходе изменения уже известных учений, под влиянием новых исторических, национальных условий, культурных и других факторов. Например, баптисты своими корнями восходят к анабаптистскому движению, в свою очередь на становление идеи анабаптизма оказали влияние такие секты как сокраментарии, вайтенсы, катары, учение Джона Умре, Яна Гуса, эти движения питались идеями которые восходят к донатизму, новацианству и т.д. В новых исторических условиях деятельность сект определяется не только выработкой новых «старых» еретических доктрин, но и деструктивным влиянием на отдельных граждан и общество в целом арсеналом средств манипуляции сознанием и принуждения.

Секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Люди, независимо от их идеологии и пристрастий, делятся на два типа. Одни считают, что, в принципе, человек - это большой ребенок, и манипуляция его сознанием (разумеется, ради его собственного блага) - не только допустимое, но и предпочтительное, «прогрессивное» средство. Например, многие специалисты и философы считают, что переход от принуждения, тем более с применением насилия, к манипуляции сознанием - огромный шаг в развитии человечества.

Другие считают, что свобода воли человека, предполагающая обладание незамутненным разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть и ошибочный) - огромная ценность. Эта категория людей отвергает законность и моральное оправдание манипуляции сознанием. В пределе, считает физическое насилие менее разрушительным (если и не для индивидуума, то для рода человеческого), чем «зомбирование», роботизация людей.

Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека. Значит, спорить о том, какая из этих позиций правильнее и лучше, бесполезно. Это все равно что спорить, что важнее - душа или тело. Рационально и даже логично можно рассуждать о том, какие последствия для общества и личности повлечет за собой превращение той или иной идеальной позиции в доктрину. Влияет ли на жизнь человека воплощение этой доктрины в жизнь линейно - или это влияние имеет критические пороговые уровни. То есть, допустима ли «манипуляция в разумных пределах» или признание ее как оправданного средства управления означает перескок в качественно иное общество.

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. При вступлении она приняла на себя обязательства общего характера в соответствии с Уставом Совета Европы, а именно в отношении соблюдения норм плюралистической демократии, принципа верховенства закона, прав человека и основных свобод для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией. Российская Федерация также согласилась обеспечить в установленные сроки соблюдение ряда конкретных обязательств, перечисленных в Заключении N 193 (1996) Ассамблеи.

В сфере международного права действуют универсальные международные стандарты прав и свобод человека и гражданина. Именно они являются основой для закрепления национальным законодательством соответствующих прав и свобод, для определения форм и направлений деятельности государства по их признанию, обеспечению и защите. Говоря о внутригосударственной деятельности в области реализации прав и свобод человека, следует иметь в виду не только признание и осуществление этих прав и свобод самим государством, но и международное сотрудничество в данной сфере, включая сотрудничество в борьбе с наиболее опасными для человечества преступлениями.

Наряду с выявлением юридической природы прав человека важно иметь обоснованное представление об их классификации. Это связано с тем, что международно-правовые документы и конституции государств провозглашают разнообразные права и свободы человека и гражданина. Однако в настоящее время в литературе и законодательстве отсутствует единая классификация подобных прав и свобод.

Таким образом из вышеизложенного можно определить цели данной работы:

· На основании изучения истории появления тоталитарных сект дать краткую характеристику сектам, действующим за рубежом и в нашей стране.

· Проанализировать международное законодательство на предмет определения свободы совести, свободы личности и свободы вероисповедания.

· Проанализировать российское законодательство на предмет определения свободы совести, свободы личности и свободы вероисповедания

· Ввести определения тоталитарной секты, деструктивного культа на основе святоотеческого учения Русской Православной Церкви , научных изысканий отественных и зарубежных авторов.

· На основании вышеизложенных изысканий определить область действия определения свободы совести, дать рекомендации на ограничение и запрет использования приёмов манипуляции сознания в современном российском законодательстве.


Статьи по теме:

Ошибки статистического наблюдения
Любое статистическое наблюдение, как бы тщательно оно не готовилось, допускает наличие в собранной информации ошибок, которые необходимо своевременно устранить. Ошибками наблюдения называются расхождения между данными наблюдения и фактич ...

Лечение больных наркоманией
Лечение наркоманий и токсикоманий в настоящее время не имеет четкой патогенетической ориентации и во многом симптоматично, поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика еще не выработали единых, общепризнанных методов ле ...

Социальная работа в системе здравоохранения
Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две ...