Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций
Страница 2

Информация » Ценностные ориентации студенческой молодежи » Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций

При изучении обретения занятия и статуса молодежью нужно исходить из того, что общественное поведение личности является результатом сложного взаимодействия различных факторов, сводящихся к специфике личности и к специфике внешних воздействий на нее. В этом взаимодействии внешним условиям принадлежит особая роль, ибо сама индивидуальность формируется в значительной мере под их влиянием. В конечном счете, они определяются экономическими условиями, а непосредственно — таковыми групп и организаций, которые имеют специфические нормы и ценности, управляющие поведением индивида. Общественное поведение молодежи при выборе занятия и статуса не является в этом смысле исключением. Оно также определяется как спецификой личности, так и влиянием внешних условий. При этом внешние условия оказывают существенное воздействие не только на отношение к профессиям, на личные планы, но и на решения, на поведение различных групп молодежи.

Выбор индивидом определенного вида трудовой деятельности в рамках существующей структуры потребностей общества в кадрах по профессиям, сложившейся на основе разделения труда, или создание своего занятия согласно развитию потребностей в производстве новых товаров и услуг (с соответствующим закреплением социального положения) мы называем обретением занятия и статуса. В процессе социализации под воздействием семьи, школы, малых групп, средств массовых коммуникаций и т. п. у индивида вырабатываются социально-профессиональные ориентации, склонности и установки. Эти субъективные представления, личные интересы и устремления могут соответствовать, но могут и вступать в противоречие с объективной ситуацией наличия рабочих мест и вакансий. Личные планы и ориентации могут быть выражением осознанных способностей и задатков индивида, а могут лишь отражать повышенную степень его амбиций и притязаний. Так или иначе, но реальным выбор занятия и статуса становится под воздействием внешних условий. Характер социальных отношений и социальной мобильности, уровень развития производства и системы образования, демографическая ситуация и т. п., определяя структуру вакансий по профессиям и соответствующую структуру подготовки кадров, обусловливают реализацию субъективных социально-профессиональных склонностей, превращают их в реальный выбор.

На основе проведенных впервые в 60-е годы исследований выбора профессии молодежью В.Н. Шубкин вскрыл и научно проанализировал неизбежное существование в обществе противоречия между структурой его потребностей в кадрах (по профессиям) и структурой профессиональных склонностей молодежи [10, с.43]. Первая структура, как бы олицетворяющая собой материальное и духовное производство, представляет собой пирамиду, стоящую на широком основании и суживающуюся к верху. Внизу расположены самые массовые и одновременно самые непривлекательные для молодежи профессии, а наверху — самые редкие, малочисленные и самые искомые юношами и девушками. Как было обнаружено при проведении массовых обследований молодежи, больше всего претендентов учиться и работать по самым привлекательным профессиям, потребность в которых очень мала. И наоборот, меньше всего стремящихся приобрести малопривлекательные профессии, характеризующиеся большим числом вакансий. Таким образом, структура, графически образующая профессиональные ориентации молодежи, тоже складывается в пирамиду, но уже обратную первой, — с истонченным низом и расширенным верхом.

Наличие конфликта между этими двумя структурами — главная характеристика всей ситуации вступления молодежи в самостоятельную жизнь. А в разрешении этого конфликта, как в каждом конкретном случае, так и на уровне групп молодежи и всего поколения в целом, — путь обретения ими реального занятия и статуса.

Вот почему с социальной точки зрения очень важно считаться с социально-профессиональными ориентациями молодежи, со спецификой личности и находить пути смягчения конфликтов между субъективными намерениями молодежи и возможностями, которые предоставляет общество для их удовлетворения.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Особенности бедности в России
Увеличение доли бедных в стране в конце XX – начале XXЙ века, как известно, было связано с кризисным спадом производства, резким снижением трудовых доходов и возникновением массовой безработицы на фоне радикальных экономических реформ и я ...

Политические движения
1. Анархизм (Anarchism, от греч.Anarchia – безвластие) - общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоц ...

Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и пути их решения. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района
Общее число инвалидов среди взрослого населения составило 10, 3 млн человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста было 4, 1 млн человек (39, 8%), пенсионного - 6, 2 млн человек (60, 2% от общего числа). Представленные данные сви ...