Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций
Страница 1

Информация » Ценностные ориентации студенческой молодежи » Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций

Выбор занятия — одно из главных решений в жизни человека. Оно неразрывно связано с обретением социального статуса. Это как бы двуединая задача. Человек может не только выбирать из громадного спектра существующих профессий свою, но он может и сам создавать себе занятие, организовать рабочее место для себя и для множества других людей. Так или иначе он определяет:

а) кем быть, то есть какое место занять в системе общественного разделения труда, в какой мере именно этот вид труда будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, раскрытие и использование ее способностей и задатков;

б) к какой социальной группе принадлежать, то есть соответствующий социальный статус индивида;

в) где работать, ибо «дерево» общественного разделения труда не представлено в каждом регионе всеми своими ветвями, поэтому выбор занятия связан и с выбором места жительства;

г) с кем работать, поскольку занятия различаются по проценту задействованных мужчин и женщин, по возрасту, социальному составу.

д) какой стиль жизни избрать, ибо он тесно связан с определенными занятиями;

е) в конечном счете — всю свою жизнь.

С точки зрения интересов общества от правильности выбора каждым человеком занятия и статуса, в конечном счете, зависят производительность труда, эффективность использования интеллектуального потенциала страны, масштабы миграции, текучести кадров и многое другое. Первый выбор — начало пути. Порой к делу своей жизни человек идет до конца дней, все полнее самоосуществляясь, все глубже осознавая себя. Отвечая на вопрос: «Кем быть?», он не только трудоустраивается или создает себе занятие ради дохода, определяет свое место в социуме, то есть завладевает соответствующей занятию социальной позицией, но он еще неизбежно в той или иной мере отвечает сам себе на вопрос о смысле жизни, иначе говоря, на вопрос: «Каким быть?» Однако это уже нравственная, духовная составляющая, отвечающая за степень зрелости личности. Понятно, что эта сфера жизненного самоопределения человека выходит за рамки социологического анализа, и, обозначая ее здесь, мы лишь фиксируем, что от правильности решения вопросов социально-экономического выбора во многом зависит внутреннее обогащение всей жизни человека, ее нравственная и духовная полноценность.

Обретение занятия и статуса — важный показатель свободы вообще, достигнутой обществом. Там, где нет свободы, по сути, нет и самоопределения. Проблема свободы обретения занятия и статуса — относительно молодая научная проблема. Она появляется лишь по мере освобождения широких народных масс от жесткой экономической необходимости. Как философская и социологическая проблема она возникает лишь тогда, когда речь идет не об отдельных индивидах, а обо всех членах общества.

В этом случае сразу обнаруживается, что выбор занятия и статуса всегда связан с определенными ограничениями, которые представляют собой своеобразное проявление необходимости. Самым общим и самым важным ограничителем свободы выбора занятия является структура существующего общественного разделения труда, которая обусловлена достигнутым уровнем и характером развития производительных сил и производственных отношений общества, а также свободой предпринимательской деятельности. Именно они определяют качественную и количественную стороны вакансий, которые общество предлагает поколениям, вступающим в самостоятельную трудовую жизнь, при том, что сами поколения эту структуру вакансий могут видоизменять своей инициативой [13, с.97].

Вступление молодежи в самостоятельную жизнь, обретение занятия и статуса развертываются на огромном поле, на территории всей нашей страны: миллионы юношей и девушек стремятся найти свое место в жизни, поприще для приложения своих сил, для самовыражения.

В то же время свобода обретения занятия и статуса не является самоцелью. В известном смысле она сама есть необходимость, непременное условие развития личности, ее максимальной самореализации, использования всех ее задатков, способностей, талантов. Тем самым обеспечение свободы выбора занятия выступает одним из условий оптимального сочетания способностей индивидов и потребностей общества, содействует резкому повышению эффективности использования интеллектуального потенциала и, в конечном счете, экономического и социального уровня развития общества.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Молодёжная преступность в условиях мегаполиса. Молодёжная преступность в современной России
Истоки процесса криминализации молодёжной среды носят общественно-социальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в перио ...

Изменения ценностных ориентаций у российской студенческой молодежи. Понятие ценности и ценностных ориентаций
Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй у ...

Демографическая политика в России.
В условия падения рождаемости и численности населения правительство РФ приступило к стимулированию роста рождаемости. По аналогии со странами Западной Европы, с 1 января 2007 года на территории РФ для ее граждан действует т.н. материнский ...