Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций
Страница 4

Информация » Ценностные ориентации студенческой молодежи » Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций

Расширяющийся для многих период удлинения молодости, о котором идет речь, предполагает определенные меры по его институционализации. Необходимы диверсификация и умножение структур «приема» молодежи обществом в период ее вступления в самостоятельную жизнь. Нужна система институций, сквозь которые бы «транзитом» проходили юноши и девушки: особые статусы труда молодежи, различного рода и всевозможных названий (и льгот) трудовые и учебные стажи, система предупреждения безработицы и т. п. Сегодня молодежь до 25 лет несет наиболее тяжелое бремя безработицы. И парадокс заключается в том, что общество из года в год лишает себя возрастных групп, наиболее способных обеспечить ему динамизм и выживание.

Кризис занятости, стабильный дефицит работы в обществе, во всяком случае, такой, которая соответствовала бы запросам молодых, способствует тому, что меняется само отношение к ее характеру. Все чаще удовлетворяет сам факт наличия работы как хотя бы частичного источника материального существования. Отсюда — высокая степень удовлетворенности своей работой, даже такой, которая не отвечает полученной специальности. В сознании поколения постоянные перемены в жизни, непредсказуемая конъюнктура на рынке труда, императивы непрерывного образования и перманентной переквалификации девальвируют традиционные механизмы взросления, которые гарантировали бы стабилизацию в будущем, окончательность социально-профессиональной интеграции в общество.

Кризис оплаты массовых, непривилегированных видов труда уже давно вынуждает население аккумулировать различные источники существования, ибо ни один из них по отдельности не обеспечивает искомого прожиточного уровня. Совмещение нескольких работ в рамках профессии или находящихся на ее периферии, подработки, лежащие вне сферы профессионального труда, совмещение всевозможных социальных выплат с любыми видами подработок и т. д. — такова типичная структура источников существования большей части семей. Молодые поколения не исключение, наоборот, дискриминация в оплате труда дебютантов на рынке труда — явление повсеместное. Материальное существование работающей молодежи в значительной степени обеспечивается родительскими семьями. Эта, общая для разных поколений, ситуация облегчает ее психологическое усвоение, создает некий межпоколенческий консенсус. Несамостоятельность молодых с точки зрения материального самообеспечения не воспринимается ни самими молодыми, ни их социальным окружением как показатель социальной незрелости современной молодежи. Впрочем, и в советские времена помощь и поддержка родителей сопровождала детей в течение долгих лет их жизни.

Что касается браков и рождения детей, то для современной демографической культуры в целом характерно более позднее вступление в брак. Тем более, такое поведение может быть оправдано российской спецификой, когда начало жизненного пути молодых отягощено целым комплексом экономических и социальных трудностей. [5, с.25].

Ценность образования, то есть приобретение знаний в качестве высших ценностей для культурного человека, может процветать там и тогда, где и когда образование именно в таком виде и предоставляется. Если образованию сообщаются свойства товара, то и ценности образования приобретают инструменталистский характер. Не столь важны собственно знания, вернее диплом, их подтверждающий, важно, что они могут дать, — помогут найти хорошую работу, отодвинуть на более поздний срок проблемы трудоустройства, которые нелегко решить сегодня, получить отсрочку от службы в армии и т. п. В условиях кризиса занятости образовательные ориентации инструменталистского характера приобретают гипертрофированный характер панацеи от всех препятствий и способствуют стратегиям пролонгирования обучения.

Одновременно складывается специфический рынок молодежных мест труда, который включает в себя самые разные виды временной, краткосрочной, непостоянной работы, той, которую можно совмещать с учебой в учебных заведениях. Есть разнообразные виды работ, а скорее подработки, которые позволяют как-то поддерживать свое существование молодым людям, фактически не имеющим постоянной занятости. Распространяются такие графики труда, когда молодые люди, преимущественно студенты, нанимаются последовательно на работу в рамках системы краткосрочных договоров, заказов, грантов. По сути, речь идет о формировании некоего конгломерата молодежного труда и учебы, молодежного досуга и молодежного потребления, который является паллиативом жизненной стратегии, связанной с постоянной занятостью, перспективами профессионального совершенствования и карьеры. Он складывается по принципу замещения, в результате того, что общество не в состоянии предоставить всему молодому поколению условия реализации важнейших жизненных ценностей труда в традиционной модели. Все это, удлиняя время молодости для самих молодых людей, а для общества снимая излишнее давление молодых поколений на рынок труда, становится неизбежной приметой современного состояния общественных условий, в которых складываются жизненные пути молодежи.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения
Инспектор по делам несовершеннолетних, закрепленный за образовательным учреждением, является штатным сотрудником ПДН милиции общественной безопасности по району, городу, иному муниципальному образованию. Штатная единица школьного инспекто ...

Классическая зарубежная социология
Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся обще­ственная жизнь. Начало XX века внесло существенные поправки в э ...

Безработные граждане и содействие в поиске работы традиционными способами. Половозрастной состав лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Краснодарском крае
Как показали исследования, проведенные государственными органами по статистике, в 2002 году россияне до 20 лет составляли 2,1 % от общего числа безработных, в 2004 году эта цифра возросла почти в 2,5 раза. Надо заметить, что почти в такой ...