Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций
Страница 3

Информация » Ценностные ориентации студенческой молодежи » Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций

Ведя речь об обретении занятия и статуса молодежью, нельзя не затронуть такой важной темы, как тенденция откладывания во времени (периода проживания молодости) этого самого обретения, то есть откладывания момента полноценного включения в состояние полной занятости (с соответствующим стабильным статусом) и матримониального самоопределения. Молодежь, особенно студенты, существенно меняется в том смысле, что ее социальный переходный статус (между детством, с преимущественным содержанием за счет родителей, и взрослостью с самообеспечением) одновременно модифицируется и делается все более всеобщим. Когда-то давно он предназначался только привилегированным классам (посылавшим своих детей учиться в вузы на длительные годы студенчества). Теперь же фактически молодые люди между окончанием обязательной учебы и работой по своей профессии в режиме полного рабочего времени располагают существенным по длительности периодом времени и этот переходный период распространяется на все более широкие слои населения. Разумеется, содержание (учеба, периодическая работа, безработица), виды деятельности (работа временная, по контракту, краткосрочные курсы и т. п.) и продолжительность этого периода еще далеки от того, чтобы быть одинаковыми для разных социальных групп, но некоторые черты все же оказываются общими. Прежде всего, это касается занятости в периферийном сегменте рынка труда (занятость неполная, эпизодическая, без оформления, перемежающаяся краткосрочной подготовкой, безработица и т. п.).

Тенденция более позднего вступления молодежи в брак и распространение конкубината — также одна из характеристик удлинения процесса проживания молодости вне определенного закрепления статуса. С другой стороны, об увеличении периода проживания молодости в промежуточном статусе говорят данные о рассматриваемой нами группе молодежи, которую традиционно принято считать благополучной — студенческой. Согласно результатам недавнего обследования вторичной занятости студентов, выяснилось, что в равной степени подрабатывают студенты как из малообеспеченных, так и из состоятельных семей. Дело в том, что приоритетные мотивы занятости у них несколько отличаются: первые работают прежде всего из-за необходимости обеспечивать себе средства существования, а вторые — чаще всего ради установления контактов, налаживания связей, которые могут пригодиться в будущем. Несмотря на некоторые различия, и для тех и для других сам факт вторичной занятости — свидетельство удлинения периода молодежной переходности.

Это только с одной стороны длительное образование и профессиональная подготовка есть результат стремления молодежи обрести как можно более «инвестиционно» ценные для рынка труда дипломы и свидетельства. С другой стороны, это есть сознательная политика государства: путем задерживания все большей части молодых когорт в стенах учебных заведений снизить тем самым давление ежегодных молодых поколений на рынок труда, чреватый и без того высокой молодежной безработицей. С этой точки зрения период молодости все в большей степени может быть определен как период откладывания. Такое откладывание, отсрочка, имеет целью отложить, перенести на несколько последовательных этапов процесс «прилаживания», «подгонки» диспозиций и позиций, или социально-профессиональных ориентации, и обретения реального (относительно завершенного) занятия и статуса. То есть отложить (смикшировать, сгладить, удлинить) на уровне общества разрешение конфликта между субъективными склонностями молодежи и объективными потребностями в занятиях.

На эту тенденцию молодежь отвечает своими социальными и социально-психологическими стратегиями. Здесь возможно индивидуальное или коллективное сопротивление, когда молодые люди во что бы то ни стало ищут позицию, которая соответствовала бы их первоначальным социальным ориентациям. Это может происходить путем стратегии «ресколяризации» (возвращения к учебе): увеличивая свой образовательный капитал и/или переориентируясь на приоритетные на сегодняшнем рынке труда сектора, отрасли, профессии, молодой человек стремится достичь такого занятия и статуса, которые бы были лучше «подогнаны» к его диспозициям, первоначальным или уже еще более амбициозно трансформированным ориентациям. И наоборот, молодые люди могут приспособить свои диспозиции, снизить свои ориентации до предлагаемых занятий и статусов, то есть, по сути, предпринять работу по развенчанию своих иллюзий. Пережить последовательно процесс интериоризации того наличного соотношения имеющихся дипломов и предлагаемых с их получением занятий и мест работы, которые поначалу казались временными, промежуточными. То есть этот продолжительный период молодости уходит на то, чтобы привыкнуть к себе такому, каков ты реально есть.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Анализ структуры и показателей миграции
Абсолютные показатели - численность прибывших в населенный пункт (П), численность выбывших из населенного пункта (В), абсолютный миграционный прирост (сальдо миграции, чистая миграция) - (П-В), объем миграции (валовая миграция, брутто-миг ...

Условия, нарушающие процесс социализации
Нарушение процесса социализации в школе часто связано с тем, что на личность подростка оказывают влияние неблагоприятные факторы школьного воспитания и обстановки, которые затрудняют или делают невозможным удовлетворение ведущих потребнос ...

Теоретический анализ проблемы субсидиарности в социальной политике. Понятие принципа субсидиарности в социальной политике
Принцип субсидиарности или поддержки предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной пол ...