Содержание и цели социальной политики муниципального образования. Россия как ассиметричная федерация
Страница 2

Информация » Социальная политика в государственном и муниципальном управлении » Содержание и цели социальной политики муниципального образования. Россия как ассиметричная федерация

Социальная политика центра должна основываться на двух главных принципах: программно-целевом методе управления социальными процессами и социальном обслуживании интересов населения.

На усмотрение субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению некоторых льгот.

На муниципальный уровень передан целый ряд расходных обязательств в образовании, в области культуры, здравоохранении, социальной защите.

Новый этап социальных реформ начался в 2003-2005 гг.

В 2003г. были приняты законы “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. За техническими названиями данных законов была скрыта реформа распределения полномочий и ответственности между уровнями власти, изменение структуры и существующих механизмов социальной политики. В частности, основная социальная ответственность перекладывалась на местный уровень управления и субъекты Федерации; менялось распределение налоговых поступлений (по факту увеличивалась доля отчислений в федеральную часть бюджета); отменялись единые социальные гарантии на всей территории страны и социальные льготы в натуральной форме, которые заменялись на фиксированные ежемесячные выплаты; упорядочивался перечень категорий льготников и список льгот. В то же время все эти новации не следовали напрямую из текста законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Однако социальные параметры территориальной дифференциации не в полной мере компенсируются субвенциями федерального бюджета и напрямую противоречат конституционным нормам, что лишает легитимности и другие аспекты внутренней политики государства, дезинтегрирует единое социальное пространство страны и порождает региональный сепаратизм.

Территориальная дифференциация, обусловленная природно-климатическими условиями, национальными и социально-историческими особенностями ит.п., сама по себе не является непреодолимым препятствием эффективной социальной политики. Проблема реализации единых социальных принципов состоит не в необходимости проведения различной социальной политики в разных регионах, социальная политика по своей сути вариативна, поскольку учитывает условия достижения целей, а в существенных социально-экономических диспропорциях между территориями, отсутствием единых норм удовлетворения социальных потребностей и разном объеме социальных прав граждан.

Исторически существующие территориальные различия в социальном положении граждан значительно усилились в последнее десятилетие, и эта тенденция продолжает нарастать.

Спецификой Российской Федерации является также то, что существовавший в СССР уровень социальной защиты человека и предоставления социальных услуг был одним из самых высоких в мире. Сложившаяся в СССР система социальной защиты и социальных услуг, основанная на социалистических принципах общественного распределения из централизованных фондов, гарантировала практическую защиту от всей совокупности социальных рисков, относительно приемлемый для большинства населения уровень жизни и удовлетворяла основной набор социальных потребностей граждан.

Проблема состоит в том, что старые механизмы социальной защиты и социального обслуживания не соответствует рыночным отношениям и в условиях рынка являются неэффективными.

Трагичность сложившейся ситуации в том, что Российская Федерация пытается формально сохранить все социальные функции государства социальных услуг, каким был Советский Союз, а реально не может обеспечить даже выживание, поскольку старые механизмы социалистического перераспределения в рыночных условиях не работают. Катастрофичность положения не позволяет снизить социальную нагрузку на бизнес, который в условиях высокой социальной обремененности так и не может стать полностью рыночным, уходит в тень, не выполняет своих социальных функций. Существенным является и то, что жесткие рамки нерыночных социальных механизмов государства препятствуют формированию рынка труда, развитию рыночных механизмов социальной защиты и структурной перестройке экономики.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Методика исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»
В связи уменьшением количества рабочих мест на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации и увеличением количества желающих стать моряками, с момента начала экономического кризиса, нами было проведено исследование «Пробл ...

Кризис семьи как социальной ячейки общества
Все больше и больше данных свидетельствует о том, что случаи насилия, жестокого обращения с детьми и инцеста в семье гораздо более распространены, чем могло полагать большинство россиян. Дети страдают от жестокого обращения и от пренебреж ...

Эмпирическая социология США первой половины XX века
Эмпирическое направление, возникшее в рамках западной социологии в XX в., явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии XIX в. Становление эмпирической школы было связано с попытками пре ...