Содержание и цели социальной политики муниципального образования. Россия как ассиметричная федерация
Страница 1

Информация » Социальная политика в государственном и муниципальном управлении » Содержание и цели социальной политики муниципального образования. Россия как ассиметричная федерация

Важное значение для формирования и развития эффективной социальной политики в Российской Федерации имеет структура самого государства. Любая идеология и любой опыт других стран, внедряемые в России, будут деформированы реальными свойствами существующей государственной структуры, и, как показывает многовековой опыт, самые общие и объективные закономерности приобретут трудно узнаваемый вид. При этом имеются в виду не поэтические абстракции, а в полнее конкретные особенности отношений между иерархическими уровнями государственной власти: центром и периферией; климатическими и географическими зонами; экономической специализацией регионов; социокультурными особенностями национальных образований, мегаполисов, крупных и мелких городов, села; этническим и другим цивилизационным разнообразием.

В Федеративном государстве само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способом распределения является конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации и их совместного ведения (ст. 71-73 Конституции Российской Федерации).

К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. “е” ст. 72 Конституции РФ).

За федеральным уровнем были закреплены: принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики; определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разработка и финансирование целевых социальных программ; формирование и управление внебюджетных государственных социальных фондов; определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральном ведении.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации не имеют прямого конституционного закрепления, а лишь руководствуются формулой “вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты Федерации обладают на своей территории всей полнотой государственной власти”.

Конституционная модель разграничения полномочий практически умалчивает о социальных функциях и ответственности местного самоуправления и необходимой для их реализации финансово-экономической базы. Эти вопросы стали предметом регулирования федеральных законов от 4 июля 2003г. №95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон” Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и от 6 октября 2003г. №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Функции федерального уровня власти по решению социальных вопросов также определены в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”(1997г.). Согласно этому закону Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения и благотворительности, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

Система социальной защиты населения государством на федеральном уровне включает четыре главных направления:

· государственная социальная помощь на основе предоставления социальных пособий, льгот и компенсаций;

· пенсионное обеспечение;

· социальное обслуживание;

· социальная защита отдельных категорий населения (ветеранов войны, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; “чернобыльцев” и некоторые другие категории).

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Целевой отбор
Иногда социологи вынуждены применять не основанные на вероятностях выборки. Отбор в этом случае базируется не на принципе рандомизации, а на следовании тем или иным субъективным критериям — доступности, типичности, равного представительст ...

Особенности организации социальной работы в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. В последнее время значительно возрастает число разводов; снижается рождаемость при однов ...

Проблемы и перспективы реализации реабилитационного досуга для детей группы риска.
Реабилитационный досуг для детей группы риска является сравнительно молодой и довольно перспективной профилактической отраслью. В его концепции содержатся новаторские идеи, которые заставляют пересмотреть традиционные взгляды на профилакт ...