Образование, средства массовой информации как институты социализации
Страница 1

Информация » Социальные функции образования » Образование, средства массовой информации как институты социализации

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.

Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть, функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образование", то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Средства массовой информации имеют конкретные социальные функции. Перечислим основные из них: распространение знаний о действительности, информирование, формирование общественного мнения, реализация социальной активности членов общества, организация того или иного поведения людей, какого-либо действия, аудитории, создание определенного эмоционального и психологического тонуса, социальное управление, идейно-воспитательная функция, распространение культурных ценностей, организационно-коммуникативная функция, функция развлечения.

Среди традиционных видов средств массовой информации выделяются следующие: радио, печать, телевидение, кино, Internet. В качестве разнообразных каналов средств массовой информации можно рассматривать: все технические средства передачи информации, межличностное общение, литературу и искусство. Постоянная востребованность в обществе средств массовой информации основана на растущих информационных потребностях личности: в познании нового, в общении, в эстетическом наслаждении, в самосовершенствовании, в психологическом разгрузке, развлечении, в самопознании, получении помощи, в обеспечении уверенности в себе, в покое.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Социально-экономическая неоднородность труда
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально-экономической неоднородности труда. Выполняя качественно несравнимые виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди ...

О миграционных процессах и мерах миграционной политики в современной России. Основные отличия миграционных процессов в советский период и в условиях современной социально-политической трансформации
Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов. В сов ...

Проверка и объяснение гипотез-следствий и гипотез-оснований исследования (корреляционный анализ взаимосвязи показателей объекта исследования)
Т.к мною был проведен анализ только объекта исследования и не было выведено зависимых и независимых переменных, то попробуем проанализировать доказательство гипотез самостоятельно, без использования хи квадрата. Гипотеза № 1: «Чем меньш ...