Содержание и цели социальной политики муниципального образования. Россия как ассиметричная федерация
Страница 3

Информация » Социальная политика в государственном и муниципальном управлении » Содержание и цели социальной политики муниципального образования. Россия как ассиметричная федерация

В то же время не вызывает сомнения необходимость использования положительного прошлого опыта.

Сохранение эффективных социальных механизмов предполагает адаптацию существующих систем социальной защиты к рыночным отношениям и их развитие в новых условиях.

В данном контексте можно привести множество примеров эффективного использования традиционных социальных институтов и принципов, которые в значительной степени самортизировали последствия перестройки. Такими механизмами являются, в частности, реализация предприятиями социозащитных функций; перенесение социальной помощи на уровень местного самоуправления, где стихийно стал реализовываться принцип адресности и адекватной поддержки, сохранение и развитие системы социальных услуг для наиболее нуждающихся (дома инвалидов и престарелых, приюты, социальные центры дневного пребывания, ночлежки и т.п.); развитие социального обслуживания на дому, бесплатные столовые и магазины для ветеранов и малоимущих и многое другое. Важно отметить, что многие специфические социальные институты, характерные для Советского Союза, вполне вписались в рыночные отношения и стали важными механизмами социальной защиты в новых условиях. Хотя есть многочисленные и обратные примеры. Яркой иллюстрацией последнего являются роль и место профсоюзов, абсолютно рыночного по своей природе института, который оказался настолько деформирован социализмом, что и после десятилетия рыночных реформ практически не играет никакой роли в защите социальных прав.

Модернизация социальных механизмов не может проходить без учета сложившейся социальной культуры. Принципиальным является то, что это именно модернизация, а не строительство на пепелище. Хорошим, хотя и печальным примером здесь может служить реформа системы медицинской помощи населению. Перевод массового медицинского обслуживания на страховые принципы привел к фактическому разрушению некогда общедоступного и сравнительно качественного бесплатного здравоохранения. И сегодняшние попытки исправить сложившуюся ситуацию через усиление страховых механизмов и национального проекта также обречены на провал, поскольку объективная реальность больших пространств, плохих дорог, дорогого транспорта создает естественный монополизм районной больницы или сельского медпункта на данной территории. У человека нет иного выбора медицинского учреждения, кроме того, которое находится там, где он живет, как бы плохо там его ни обслуживали.

Развал системы бытовых и рекреационных услуг населению (особенно в сельской местности) не компенсируется рынком. И этих услуг не будет, пока платежеспособность населения не сделает их рентабельными. В этом случае необходимы усилия государства не только по созданию условий роста доходов, но и по экономическому, фискальному и административному стимулированию такой деятельности.

В процессе принятия Федерального закона №122-ФЗ в Государственной Думе, было принято решение о предоставлении получателям льгот права выбирать, получать ли им ежемесячную денежную выплату или “социальный пакет”, предоставляющий собой сохраненные в натуральной форме социальные льготы.

Таким образом, результатом принятия Федерального закона №122-ФЗ стало сохранение системы льгот в натуральной форме; дополнительное, весьма значительное финансирование социальной помощи из бюджетов всех уровней; создание новой системы администрирования социальных выплат; существенное изменение системы управления социальной сферой, связанное с заменой сложившихся механизмов новыми, как правило, значительно усложненными; широкое недовольство общества данной реформой и повышение зависимости регионов от трансфертов и субвенций из федерального бюджета.

Социальная политика, реализуемая с 2005 г., с полным основанием может быть названа финансовой социальной политикой, поскольку затрагивает, прежде всего, систему финансирования социальной сферы, предусматривает значительное увеличение социального бюджета и не касаются структурной модернизации. Необходимо отметить, что увеличение социального бюджета в 2005-2006гг. и бюджетных проектировок на 2007-2008гг. является номинальным и не связано с увеличением доли социальных расходов в федеральных бюджетах.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Возникновение незаконной иммиграции
После введения закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная иммиграция, современные масштабы которой оцениваются Минэкономразвития и торговли России в 2,5-3 млн. человек. Незаконные иммигранты это, в основном, бе ...

Территориальный анализ рождаемости Приволжского федерального округа
Приволжский федеральный округ — административно-территориальное формирование в центре европейской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Территория округа составляет 6,08 % от территории Российской Федерации. ...

Организационные принципы социального управления
Организационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными: принцип дем ...