Территориальный анализ рождаемости

Информация » Территориальный анализ рождаемости

Рождаемость является важным демографическим процессом. Показатель рождаемости влияют на численность населения, естественный прирост и на демографическую ситуацию данной территории. От рождаемости зависит демографический потенциал страны и её тип воспроизводства населения. Поэтому изучение рождаемости являются важной и актуальной темой.

www.alltransportation.ru

Целью данной работы является изучение процесса рождаемости и территориальных различий её показателей

К основным задачам относятся:

1) Описание теоретических основ процесса рождаемости;

2) Рассмотреть исторические типы рождаемости;

3) Изучить параметры рождаемости и количественные методы её анализа;

4) Написать территориальный анализ рождаемости ПФО

Деторождения могут быть "живыми и мертвыми". В России статистический учет осуществляется по "живорождениям".

Исторический тип рождаемости - категория, отражающая совокупность наиболее существенных качественных черт рождаемости как основы процесса последовательного замещения поколений в процессе воспроизводства населения в относительно сходных исторических, социальных, экономических и иных условиях. Можно выделить четыре исторических типа рождаемости. Первый исторический тип рождаемости был присущ доисторическому этапу развития человечества. Второй исторический тип рождаемости охватывает период от времен античности до начала распада феодально-аграрного способа производства и становления индустриально-капиталистического общества. Третий исторический тип рождаемости характерен для периода разложения феодально-аграрных обществ и бурного развития и становления капиталистических отношений вплоть до завершения. Первой мировой войны. Становление четвертого исторического типа рождаемости напрямую связано с социальными и политическими потрясениями первой половины XX в., коренным образом изменившими образ жизни, представления об идеальном образе брака, взгляды на семью и иерархическое распределение ролей в ней.

Основой для анализа тенденций рождаемости являются данные двоякого рода. Во-первых, это абсолютные числа родившихся с распределением по возрасту матери, порядковому номеру рождения (очередности рождения) и брачному статусу матери. Во-вторых, это абсолютные численности групп населения (всего населения в целом, женщин репродуктивного возраста, отдельных возрастных групп женщин в рамках ре продуктивного периода), с которыми эти числа соотносятся. На основе этой информации разворачивается вся система показателей, измеряющих уровень рождаемости.

В зависимости от исходной информации, методов ее обработки различают продольный и поперечный анализ, или, иначе говоря, методы реальных и условных (гипотетических) поколений.

Метод реальных поколений.

Под реальными поколениями понимают либо женщин одного года (нескольких смежных лет) рождения, т.е. ровесниц (в терминах диаграммы Лексиса — совокупности живущих I рода), либо женщин, вступивших в брак в один и тот же период времени. Метод условных поколений

при анализе рождаемости продолжает оставаться основным в силу доступности статистической информации. Для оценки уровня рождаемости в этом случае достаточно данных за один год.

Поскольку рождаемость в значительной степени зависит от величины потребности семьи в детях, в настоящее время актуализируется необходимость поиска эффективных мер по приведению ее в соответствие с объективной потребностью общества в воспроизводстве населения.


Статьи по теме:

Снижение миграционной подвижности населения
Затухающий миграционный прирост населения России происходит на фоне постепенного сокращения размеров миграционного движения населения. В 2002 году общий объем миграций (сумма прибывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн ...

Региональные проблемы социальной политики.
Цель исследования: выявить отношение населения к проводимой государством социальной политике в общем, и к ее реализации в нашем регионе в частности. Задачи: 1. охарактеризовать основные региональные проблемы социальной политики нашего г ...

Ситуационный подход
Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Приме ...