Экспертная оценка состояния рынка консультационных услуг города Томска
Страница 1

Информация » Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний » Экспертная оценка состояния рынка консультационных услуг города Томска

Цель исследования.

Выявить и проанализировать возможные сценарии появления и дальнейшего существования новой фирмы в г.Томске, оказывающей консалтинговые услуги по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Задачи исследования.

1. Выявить описательные характеристики рынка консалтинговых услуг.

2. Построить идеальную ситуацию для появления фирмы с данными услугами.

3. Получить экспертное представление о предполагаемом будущем консультационной фирмы.

4. Построить событийный ряд перспективы фирмы.

Количество экспертов - 47 человек.

Выборка исследования.

Принципом формирование выборки являлось, фактическое участие экспертов и их компетентность в исследуемой проблеме, касающейся сферы консалтинговых услуг по налогообложению и бухгалтерскому учету в малом и среднем бизнесе.

Паспорт экспертов:

Директора или заместители директора консультационных фирм - 23 чел.

Работники консультационных фирм и главные бухгалтера фирм другой сферы - 14 чел.

Работники налоговой с опытом работы не менее 1 года - 10 чел.

Методы исследования.

Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе использовался метод экспертного интервьюирования, предложенный И.В.Бестужевым-Лада. В данном случае применялась методика полуформализованного интервью.

Второй этап проводился с помощью метода каузометрии предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником модифицированный в рамках теории Н.Б.Кучеренко (изучение времени, как межсобытийной связи) под задачи построения прогнозов и включающее элементы каузометрического опроса в экспертном методе И.В.Бестужева-Лады.

План исследования.

1 этап - экспертное интервьюирование:

1 - определение и формирование выборки;

Выборка формировалась путем документального исследования. Документами в данном случае являлись тематические справочники г.Томска и справочные службы: 09 и Бесплатная информационная служба (БИС-инфо). Также использовался метод «снежного кома», директора или сотрудники уже известных фирм называли еще не известные организации. Результатом являлась информация о названии фирмы, вид деятельности, ФИО директора и телефоны.

2 - разработка опросного листа (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

В опросный лист включены вопросы направленные на выявление оценочного мнения экспертов рынка консультационных услуг.

3 - проведение опроса.

Опрос проводился в течении одного календарного месяца, в результате было опрошено 47 экспертов. Каждое интервьюирование проводилось в течении 1-2 часов. Все данные записывались на магнитный или бумажный носитель для дальнейшего перевода в электронный вариант.

4 - анализ результатов и подготовка их к каузометрическому методу

Все результаты субъективно были распределены на две категории: похожие по смыслу и звучанию и особые мнения.

2 этап - каузометрия:

1 - определение выборки

В выборку в данном случае вошли эксперты, принимавшие участие на первом этапе исследования, экспертном интервьюировании.

2 - разработка опросного листа

Опросный лист был разработан на основе результатов полученных при экспертном интервьюировании. Была построена таблица с включенными в нее событиями, которые эксперты выделили как наиболее значимые.

3 - проведение опроса

В ходе опроса экспертам предлагался список событий характеризирующих особенности состояния рынка консультационных услуг, выделенных на первом этапе исследования.

4 - анализ результатов

Результаты обрабатывались при помощи факторного анализа в варианте метода главных компонент в поворотом осей "varimax".

3 этап - анализ и интерпретация результатов исследования:

1 - выработка рекомендаций, выводы.

2 - разработка информационной кампании.

Результаты 1 этапа - экспертного интервьюирования.

Интервьюирование проводилось по опросному листу, который состоял из 10 вопросов. Все вопросы были разделены на две смысловые группы.

Вопросы с 1 по 5 составляли первую смысловую группу и предназначались для составления описательных характеристик рынка консалтинговых услуг. Полученные данные предполагалось использовать для разработки последующей информационной кампании.

Вопросы с 5 по 10 составили вторую смысловую группу, предназначенную для использования в каузометрическом методе.

Результаты первой смысловой группы вопросов - описание характеристик рынка консультационных услуг.

Первой категорией, которую мы выделили, является - «Разобщенность».

Многие эксперты - 23 человека, описывают свой рынок как, «разобщенный», «большая разобщенность компаний между собой», «нет общения, сотрудничества, внутренних норм». Отсутствие общения и сотрудничества приводит к тому, что многие вопросы, касающиеся профессиональной деятельности, решаются разными способами и методами. Это приводит к разности результатов, не всегда верных и правильных. Отсутствие сотрудничества часто приводит к тому, что на рынке появляются фирмы не компетентные в профессиональных вопросах, предлагающие свои услуги по ценам гораздо ниже существующих. Результатом становится не качественно выполненная работа и перенос клиентом своего негативного отношения на весь рынок в целом. Отсутствие внутренних норм приводит к тому, что клиенту трудно ориентироваться на рынке и получать достоверную информацию о качестве предоставляемых услуг. Также отсутствие норм не позволяет контролировать рынок внутри себя самого, нет оснований для предъявления претензий провинившимся фирмам.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме: