Деятельность детских социальных приютов в советское время
Страница 2

Информация » Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси » Деятельность детских социальных приютов в советское время

Таблица 2. Попечение над детьми в белорусских губерниях в 1910году

Название губернии

Всего призревалось

Отдано на воспитание частным лицам

Оставалось в приюте

Умерло

% смертности

Виленская (грудное отделение воспитательного дома)

303

201

102

80

26,4

Витебская (Приют благотворительного общества)

165

?

?

110

70,3

Гродненская

162

162

-

17

10,5

Минская (приют общества «Милосердие»)

425

105

25

264

62,0

Могилевская

195

195

-

57

29,2

ИТОГО

1250

668

127

552

41,76

Следует отметить, что на Беларуси в так называемых заведениях закрытого типа, куда относились и приюты, свыше 80% воспитанников, по авторским подсчетам, составляли сироты и полусироты. Большинство из них находились на полном обеспечении, обучались грамоте по программам народных училищ, а также корзиночному и сапожному ремеслам. Свыше 75% детей в этих приютах составляли так называемые приходящие. К ним относили детей, которые состояли на полном или частичном обеспечении приюта, но ночевали у своих родственников или обедневших родителей. В виленских приютах, например, «приходящие проводят время с 8 часов утра и до 7 вечера и получают здесь пищу, а имеющие соответствующий для этого возраст – и обучение» [16, cтр. 63].

Особенностью стали приюты для детей евреев. На Беларуси их было не так много: иудеи больше тяготели к открытым формам призрения, при которых ребенок оставался бы пусть и не в полной, но все же семье. В материальном отношении эти приюты обеспечивались лучше других. В обучении детей-сирот преобладало изучение «еврейского закона», разнообразнее был список осваиваемых ремесел, а главное отмечалось больше организованности и порядка.

На рубеже веков среди постоянных жертвователей для детских приютов из знатных белорусских родов стало больше высокопоставленных чиновников, их жен и просто людей среднего достатка. Образцовым по меркам того времени был Федоровский детский приют княгини Паскевич для малолетних девочек в Гомеле. [17, cтр. 52].

К приютам относили не только благотворительные заведения для сирот и беспризорников, но и ясли, детские сады, интернаты. «Приюты, которые имеют задачей временное призрение малолетних детей, называются яслями», - так определяла Канцелярия Ведомства учреждений императрицы Марии. При этом возраст, при котором детей принимали в ясли или детский сад, не указывался.

С 1910 г. сначала в центральной России, а потом и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в «поселковых приютах», которые стали появляться в «здоровой местности», обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика – огород сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике – мать семьи (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу [17, cтр. 59].

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Прогнозирование демографических процессов Оренбургской области методами экстраполяции
В современных условиях развития рыночных отношений, реализации принципов федерализма, становления местного самоуправления возрастает роль региональных демографических прогнозов. Состав демографических факторов, характер их влияния своеобр ...

Воспитание в трудных семьях
Как правило, трудные подростки живут в неблагополучных семьях, где родители не являются для детей нравственным образцом, где происходят постоянные конфликты, не уделяется внимание внутреннему миру ребенка. По М.И. Буянову, неблагополучной ...

Основные проблемы социологии труда.
Прежде всего, предметом исследования социологии труда является человеческий фактор (рабочая сила). Это возрастная и профессиональная структура рабочей силы, возможности трудоустройства, т.е. осуществления права на труд, а также безработиц ...