Деятельность детских социальных приютов в советское время
Страница 2

Информация » Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси » Деятельность детских социальных приютов в советское время

Таблица 2. Попечение над детьми в белорусских губерниях в 1910году

Название губернии

Всего призревалось

Отдано на воспитание частным лицам

Оставалось в приюте

Умерло

% смертности

Виленская (грудное отделение воспитательного дома)

303

201

102

80

26,4

Витебская (Приют благотворительного общества)

165

?

?

110

70,3

Гродненская

162

162

-

17

10,5

Минская (приют общества «Милосердие»)

425

105

25

264

62,0

Могилевская

195

195

-

57

29,2

ИТОГО

1250

668

127

552

41,76

Следует отметить, что на Беларуси в так называемых заведениях закрытого типа, куда относились и приюты, свыше 80% воспитанников, по авторским подсчетам, составляли сироты и полусироты. Большинство из них находились на полном обеспечении, обучались грамоте по программам народных училищ, а также корзиночному и сапожному ремеслам. Свыше 75% детей в этих приютах составляли так называемые приходящие. К ним относили детей, которые состояли на полном или частичном обеспечении приюта, но ночевали у своих родственников или обедневших родителей. В виленских приютах, например, «приходящие проводят время с 8 часов утра и до 7 вечера и получают здесь пищу, а имеющие соответствующий для этого возраст – и обучение» [16, cтр. 63].

Особенностью стали приюты для детей евреев. На Беларуси их было не так много: иудеи больше тяготели к открытым формам призрения, при которых ребенок оставался бы пусть и не в полной, но все же семье. В материальном отношении эти приюты обеспечивались лучше других. В обучении детей-сирот преобладало изучение «еврейского закона», разнообразнее был список осваиваемых ремесел, а главное отмечалось больше организованности и порядка.

На рубеже веков среди постоянных жертвователей для детских приютов из знатных белорусских родов стало больше высокопоставленных чиновников, их жен и просто людей среднего достатка. Образцовым по меркам того времени был Федоровский детский приют княгини Паскевич для малолетних девочек в Гомеле. [17, cтр. 52].

К приютам относили не только благотворительные заведения для сирот и беспризорников, но и ясли, детские сады, интернаты. «Приюты, которые имеют задачей временное призрение малолетних детей, называются яслями», - так определяла Канцелярия Ведомства учреждений императрицы Марии. При этом возраст, при котором детей принимали в ясли или детский сад, не указывался.

С 1910 г. сначала в центральной России, а потом и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в «поселковых приютах», которые стали появляться в «здоровой местности», обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика – огород сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике – мать семьи (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу [17, cтр. 59].

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Принципы и нормы международного права
Основные принципы международного права представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом. Принципы о ...

Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации. Субъективная сторона социально незащищенных групп
В этом параграфе рассмотрим социальную работу со следующими социальными группами: семьёй, с дезадаптированными детьми и подростками, пожилыми людьми. Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослуж ...

Сексуальная культура молодежи: основные проблемы. Сексуальная ориентация как проблема подростковой сексуальности
Сексуальность человека соединяет в себе две важные противоречивые тенденции: это нечто общее, присущее человеку как биологическому виду: инстинкт, биологическая программа, и нечто частное, присущее только данному индивидууму [61]. В нача ...