Деятельность детских социальных приютов в советское времяСтраница 1
К началу 20 века сложилась стройная система социальной помощи детям, охватывающая значительный даже по современным меркам процент обездоленных детей и подростков. По идеологическим соображениям этот факт долгое время замалчивался советской исторической наукой. Считалось, что единственный верный путь решения проблем нуждающихся слоев населения лежит лишь в рамках государственной системы социального обеспечения.
Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям первоначально в губернских городах, а затем и в большинстве уездов в Беларуси создавались и плодотворно работали многочисленные учреждения общественного призрения. Наиболее быстрый рост их наблюдался в начале 20 века.
Сама жизнь требовала активного участия широкой общественности, в первую очередь людей богатых и влиятельных, в организации социальной помощи детям [16, cтр. 52-53].
К 1914 году на территории Беларуси действовало два специальных заведения для брошенных детей. Один, из которых Минский приют для подкидышей, открытый в 1894 году благотворительным обществом «Милосердие». В других белорусских губерниях брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общественного призрения, а позднее – земства.
По заведенной со времен Екатерины II системе новорожденных детей их матери или родственники могли приносить и отдавать в воспитательные дома инкогнито, через зашторенное окно. С 1890 г. в Российской империи были введены новые правила, предусматривавшие прием подкидышей исключительно через полицию, вместо тайного приема вводился явный с правом для матерей брать ребенка на вскармливание домой с оплатой от воспитательного дома. В 1894 г. эти условия были усовершенствованы.
Введение новых правил было порождено жестокой необходимостью, связанной с переполненностью воспитательных домов и колоссальной смертностью приносимых в них детей. В Минском приюте для подкидышей превышение нормы призреваемых детей составляло 50%.
В первые годы воспитательных домов на Беларуси смертность детей их была хоть и несколько ниже, чем в целом по Российской империи, но временами достигала 50 и более процентов. По свидетельству современников, «скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием часто больных и умирающих детей – все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев». [16, cтр. 59].
Решение проблемы стали искать в развитии городского и сельского патронажа. Воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редкостью) в течение двух месяцев, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за определенную плату. После достижения детьми 3-7 летнего возраста их возвращали в воспитательный дом или (очень редко) усыновляли. Женщинам, хорошо воспитывающим детей, выдавались небольшие награды. Такая практика приобрела широкий размах.
В сочетании с санитарно-профилактическими мерами, предпринятыми благотворительными общественными организациями, органами городского самоуправления, а также земскими врачами и фельдшерицами, удалось несколько снизить смертность детей в воспитательных домах, но все, же ее уровень оставался достаточно высоким. Кроме того, увеличилась смертность детей в деревнях, где от «заносимых болезней и уменьшения питания» умирали и подкидыши, и младенцы кормилиц [16, cтр. 60]. Впрочем, тогда по Российской империи смертность детей от 1 до 5 лет составляла 76% от общей смертности населения.
Определенные сведения о призрении брошенных детей в белорусских губерниях в 1910 году содержатся в таблице 2.
Статьи по теме:
Социально-педагогические факторы
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ре ...
Характеристики ресурсов
Далее я привожу те ресурсы, которые были найдены мной описанными выше способами, отдельно по теоретической, методической и эмпирической компоненте. При этом эти ресурсы я описываю по таким критериям, как достоверность, доступность, релева ...
Теоретико-методологические основы изучения проблемы медико-социальной
помощи беременным женщинам. Понятие и сущность
медико-социальной помощи
В настоящее время, когда все большее значение придается приоритетам общечеловеческих ценностей, феномен «здоровье» становится неотделимым от понятия устойчивого развития общества, а социальная составляющая является одним из ведущих его ко ...