Теоретическая социология США XX века
Страница 2

В работе «Инженеры и система цен» Веблен утверждал, что развитие технологии объективно порождает ценности, противостоящие ценностям правящего класса, погрязшего в праздности и роскоши. Инженеры, непосредственно связанные с управлением производственными процессами, лучше всего осознали новые технологические требования, прониклись новыми ценностями и поэтому способны на радикальное переустройство всего общества. Веблен предложил удалить господствующий класс от процесса принятия решений. Новая система «индустриальной демократии» должна, по его мнению, заменить коррумпированную политическую демократию, а инженеры должны прийти к власти. Такое экспертное управление производством должно способствовать защите интересов всего общества. Поэтому Веблен является одним из основателей технократического направления в социологии и создателей идеологии «социального проектирования», оправдывавшей отказ инженеров от прежней

подчиненности интересам бизнеса и поддерживавшей их стремление к власти. Центральным положением этой идеологии стало отождествление прогресса с материальным успехом и техническим прогрессом, а инженеров – со «жрецами материального развития».

Американский социолог Дж. Мид является основоположником теории символического интеракционизма, которая уделяет основное внимание изучению символических аспектов взаимодействия и трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их истолкования участниками социальной ситуации. Мид стремился раскрыть механизмы формирования человеческого «Я» во взаимодействии с другими людьми. Но он ограничивался лишь формальной стороной межиндивидуального общения и игнорировал предметную деятельность и другие факторы социального взаимодействия. У Мида социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых значительную роль играет «символическое окружение». Общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым относятся язык и жест. Жест выступает в непосредственной или опосредованной форме как начальный незавершенный элемент поведенческого действия или акта. Смысл жеста – когда он понятен – вызывает соответствующую инстинктивную реакцию. Но жест не имеет социально закрепленного значения. В этом отношении язык как более зрелая форма обладает значительными преимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов.

В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение заключается в «практических последствиях», т.е. в тех реакциях, которые вызывают данные символы. Мид считал, что по мере трансляции символов индивид передает своему партнеру также и ряд стимулов, отличных от своих собственных. В этом плане межличностное взаимодействие сводится к процессу перенимания ролей», копирования действий социального партнера. Так происходит передача определенной социально значимой информации, т.е. познание индивидом множества значений и ценностей, которыми обладают подобные ему.

Человеческие действия изначально носят социальный характер. Объяснение поведения индивида возможно лишь в терминах организованного поведения общественной группы. Действия индивида необъяснимы, если их не рассматривать как органическое целое. Концепция «межиндивидуального действия» Мида утверждала, что общение людей и установки индивида на объекты (на «других» и на самого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. Восприятие индивидом окружающей социальной действительности обусловливается его опытом общения с другими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими символами (жестами или словами). Процесс принятия роли других людей («обобщенного другого») особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого Я», происхождение и структура которого отражают единство и структуру социального процесса.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Предмет и функции социологии
Социология относится к сравнительно молодым наукам. У нее есть конкретный родоначальник - французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19 в. естественные науки (физика, химия, зоология) находились в состоянии бурного развития, делались крупн ...

Западноевропейская социология XIX—начала XX века
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798—1857). В главных своих сочинениях— «Курс позитивной философии» (Т. 1—6, 1830—1842) и «Система пози­т ...

Общие положения учения О. Конта
Огюст Конт (1798–1857) является основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Это был энциклопедически образованный мыслитель, внесший существенный вклад в развитие социологии. Он выступал против того, чтобы с ...