Социальная адаптация подростков. Социальная адаптация подростка в условиях школьного социума. Механизмы социализации подростка в педагогическом процессе школы
Страница 2

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков » Социальная адаптация подростков. Социальная адаптация подростка в условиях школьного социума. Механизмы социализации подростка в педагогическом процессе школы

В процессе имитации образцами для подражания в первую очередь становятся учителя, объясняется это тем, что именно они предлагают для ученика первые модели и способы школьного поведения. Часть социального опыта дети получают, просто копируя то поведение, которое они наблюдают в школе, классе учителей, учеников и других взрослых. Имитация может проявляться в подражании жестам, голосу и другим особенностям педагогов. Идентификация заключается в том, что ученик учится ставить себя на место другого человека, понимать его чувства и переживания. Процесс идентификации тесно связан с эмпатией (умением сопереживать). Но все же это разные процессы. Эмпатия также предполагает умение поставить себя на место другого человека и почувствовать то же, что и он, но при этом человек не занимает ту же позицию, что и другой, а продолжает строить свое поведение самостоятельно. Идентификация предполагает, что человек занимает позицию другого и строит свое поведение как другой человек (чью позицию он занял). Оба этих механизма социализации способствуют тому, что школьник вырабатывает поведение, которое ему демонстрируют в школе. В качестве еще одного механизма социализации мы выделяем процесс обучения школьника, который протекает во время общения. Процесс социализации подразумевает овладение человеком социальным опытом, который он и перенимает, получая навыки в совместной деятельности в школьном, классном коллективе.

Приверженцы социологизаторского подхода к пониманию процесса социализации выделяют еще два «негативных» механизма социализации в школе - это социализация ученика через чувство вины и стыда. Суть этих механизмов заключается в том, что педагоги воспитывают, в частично используя порицания, осуждения и наказания, обращаясь к чувству вины и стыда ученика. Эти механизмы не обучают его моделям поведения, а запрещают не одобряемые педагогами формы поведения.

Социализация детей и подростков длительное время протекает под влиянием школы. Это происходит от того, что в силу известных причин школьник длительное время зависит от системы образования, а кроме того, педагоги долго являются для ученика «значимыми взрослыми - людьми, которые важны и значимы для человека вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь» [9].

По мнению Кона И.С., педагоги оказывают влияние на поведение ребенка в процессе его воспитания с помощью трех основных механизмов:

1) подкрепление - поощрение за хорошее поведение и наказание за плохое;

2) идентификация - ребенок подражает педагогу; влияние через личный пример;

3) понимание - знание мира ребенка и отклики на его проблемы [25].

Особенно эффективным способом влияния на ученика является «понимание». Применение его дает всегда положительные результаты в воспитании подростка и для протекания процесса его социализации. Применение этого механизма основывается на любви и принятии ученика таким, каков он есть. Понимание подростка сообщает ему: «Я забочусь о тебе; то, что ты чувствуешь и говоришь - важно». Цель этого механизма заключается в передаче подростку возможности понять себя и сделать это самому. В этом процессе с помощью педагогов ребенок сначала учится понимать себя, а затем других людей.

Снайдер выделяет четыре формы понимания:

1. понимание словесного содержания;

2. помощь подростку в понимании чувств;

3. понимание ситуации существования подростка;

4. воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями [43].

Этот автор утверждает, что взрослый должен в общении с подростком демонстрировать через эти формы свое понимание его внутреннего мира для того, чтобы он развивался нормально; чтобы его личность не деформировалась. Демонстрировать понимание необходимо начинать с раннего школьного возраста, тогда, когда ученик еще не умеет объяснить свои чувства, состояние полно.

Как уже отмечалось, процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но он имеет свое деление на стадии: до трудовая стадия:

а) ранняя социализация от рождения до поступления в школу;

б) стадия обучения в широком смысле (от школы до Вуза);

в) трудовая стадия социализации - весь период трудовой деятельности; послетрудовая стадия - после окончания трудовой деятельности, пожилой возраст.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Правовые основы организации социальной работы с воспитанниками Центра помощи детям
Современное состояние проблемы заставляет рассмотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры, проанализировать и определить круг вопросов правового знания. Обобщенный процесс формирования знаний о правовых ...

Выводы
Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию проц ...

Социокультурная динамика по Сорокину
Крупный вклад в развитие американской теоретической социологии внес российский социолог П.А. Сорокин (1889 – 1968), переехавший в США в 1923 году. Его многочисленные фундаментальные труды «Проблема социального равенства», «Система социоло ...