Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века
Страница 3

Информация » Специфика сельской культурно-досуговой работы » Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века

К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые тины учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах. www.pclever.ru

В 1930-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В 1928 году создается первый рабоче-крестьянский радиоуниверситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров.

В 1920-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации, будучи одновременно "артистами".

В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как "Разбойники" Шиллера, "Взятие Бастилии" Р.Роллана, "Ткачи" Гаутмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького.

Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация "Пролетарская культура" (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе "Пролетарскую культуру", "Горн" и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимали пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.

Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.И. Качалова, А.Л. Яблочкиной и других.

В кружках художественной самодеятельности 1930-х гг. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, вокально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п. Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества.

Таким образом, в результате анализа всех изменений в культурной жизни страны, хотелось бы отметить, что 20-30 гг. ХХ века являются переломными для становления и развития различных культурно-досуговых учреждений.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
Представьте себе, что автомобиль, в котором Вы едите, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обс ...

Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями
К основным направлениям работы социального педагога с малообеспеченными семьями можно отнести: - выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, ...

Малая социальная группа, ее функции, виды
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней че ...